С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Можно ли женщине лечиться у постороннего мужчины?
Можно ли женщине лечиться у постороннего мужчины?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Если женщина больна и нет никого из женщин врачей, которые могут ее лечить, то нет никаких проблем в том, чтобы женщина лечилась у мужчины, исходя из известного шариатского правила: «Запретное становится дозволенным в силу необходимости». См. “Фатхуль-Бари” 10/136.
И об этом говорили многие саляфы, как это приводит имам Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” 5/467 в главе: «Мужчина лечит женщину, если у нее перелом или что-либо еще»:
‘Ата о женщине, которая сломала кость, сказал: “Нет проблем в том, чтобы мужчина наложил ей повязку”.
Къатада рассказывала: “Я спросил однажды у Джабира ибн Зайда: «Если женщина сломала бедро или запястье, я могу наложить гипс?» Он ответил: “Да”.
Спросили аш-Ша’би о лечении женщины, у которой есть рана и он сказал: “Открывает именно это место (т.е. именно рану), а затем ее лечит мужчина”.
Сказал аль-Бакъиляни: “При необходимости дозволено смотреть на половой орган и аурат, так же как и при лечении”.
Как например, обрезание или роды.
Имам аль-Багъауи сказал: “Если у женщины на ‘аура болезнь, то нет проблем в том, что бы надежный врач смотрел на нее, как смотрят на половой орган при обрезании”. См. “Шарху-Ссунна” 9/24.
И в этом вопросе нет разногласия среди ученых. Ибн Нуджайм и ас-Суюты передали единогласное мнение факъихов: “Если женщина заболела, то ей дозволено обнажать свой аурат перед врачом мужчиной, но ей не дозволено обнажать аура, в котором нет необходимости! И также нельзя женщине обнажать аура перед врачом мужчиной, когда есть женщина врач”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 1/119, “аль-Мадхаль аль-фикъхий аль-‘амм” 2/882.
Таким образом, если мусульманка заболела, и нет врача мусульманки, то ей следует лечиться у любой женщины. Если же нет вообще женщины врача, то лечится у мужчины мусульманина. А если нет и врача мусульманина, то у любого врача. Плюс, если у женщины, скажем, болит плечо, то она должна оголить именно это место, а не снимать полностью с себя кофту, обнажая весь торс, и это то, о чем говорили процитированные имамы и о чем говорили саляфы. ‘Усман ибн Хайсам рассказывал: “Я спросил ‘Ата ибн Аби Рабаха о женщине, у которой на голове болезнь, которую не могут лечить женщины, и он сказал: «Пусть откроет это место через платок мужчина и лечит ее»”. См. “ат-Тамхид” 5/280.
Также, если мужчина лечится у посторонней для него женщины, или же женщина лечится у постороннего мужчины, они не должны оставаться наедине!
Имам ас-Саффарини сказал: “Мужчине разрешается лечить женщину и женщине лечить мужчину при наличии необходимости.
Если женщина заболела, и не нашлось врача кроме мужчины, то это дозволяется.
Однако (в основе) больную женщину должна лечить такая же женщина, даже если она неверная, исходя из очевидного мнения.
Если же не найдётся женщины, то предпочтение отдаётся врачу евнуху.
Если же не оказалось ни женщины, ни евнуха, и помощь может оказать только взрослый полноценный мужчина, то это дозволяется. И не следует это запрещать, так как необходимость делает подобное дозволенным.
И раз это становится дозволенным, то мужчине врачу позволяется смотреть на те части тела женщины, которые необходимо осмотреть, вплоть до половых органов, в том случае, если того требует нужда. Также дозволяется и прикосновение, если в этом есть необходимость.
То же самое относится и к мужчине с мужчиной. Ибн Хамдан сказал: «Если не найдётся никого, кто сможет лечить, кроме женщины, то ей дозволяется смотреть на те части тела мужчины, на которые есть необходимость смотреть, вплоть до его половых органов».
Къады (Абу Я’ля) сказал: «Дозволяется врачу смотреть на ‘аурат женщины при необходимости, и на это есть прямое указание (от имама Ахмада)».
Также дозволяется посторонней женщине ухаживать за больным мужчиной, и она может видеть его ‘аурат при болезни, если нет ближайшего родственника (махрам), и на это тоже есть прямое указание (от Ахмада).
Однако, несмотря на то, что врачу дозволено лечить постороннюю женщину, ему не дозволяется оставаться с ней наедине в доме или подобном (закрытом) месте.
Сказал аль-Маррузи в «аль-Уара’» (386): “Спросили Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада): «Если глазной врач остаётся наедине с женщиной, после того как от него только что ушли другие женщины, считается ли это запретным уединением (хальуа)?»
Ахмад сказал: “А разве он не находится на виду, на дороге?”
Ему ответили: «Да».
Он сказал: “Настоящее уединение – это когда (мужчина с женщиной) уединяются в доме”. См. “Гъиза аль-альбаб” (2/21).
Хафиз Ибн Хаджар писал: “При необходимости дозволено женщине лечиться у посторонних мужчин, ограждаясь насколько возможно от взора и прикосновения”. См. “Фатхуль-Бари” 10/136.
Все упомянутое дозволяется только при необходимости, так как эти вещи в основе строго запрещены!
От Ма’къаля ибн Ясара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для человека будет лучше, чтоб ему проткнули голову железной игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена!» ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/210. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса. См. “аз-Зауаджир” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 226.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть мужчина не смотрит на ‘аура мужчины и пусть женщина не смотрит на ‘аура женщины!» Муслим 338.
Если запрещено одному полу смотреть на ‘аурат друг друга, то что можно сказать о том, чтобы смотреть на ‘аурат противоположного пола без крайней необходимости, да еще и трогать его?!
Хвала Аллаху – Господу миров!