Можно ли кушать на похоронах?

Ответить
Muslim88
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 сен 2009, 23:43

Можно ли кушать на похоронах?

Сообщение Muslim88 »

Можно ли кушать в день смерти умершего в его же доме?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Можно ли кушать на похоронах?

Сообщение A'mash »

Muslim88 писал(а):Можно ли кушать в день смерти умершего в его же доме?
Название темы и сам вопрос немного различны, брат.
Если ты спрашиваешь о дозволенности употребления еды в доме умершего, то в этом нет проблем, так как семья его должна же кушать?
Но если ты имеешь ввиду то отвратительное нововведение, внедренное в обряды похорон, что происходит во многих сообществах мусульман, как накрывание целых столов для кормежки пришедших на похороны, то это запрещено!
Довод этому сообщение сподвижника Джарира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Мы приравнивали собрание в доме умершего (в день смерти) и приготовление пищи (для гостей), к причитанию”. Ибн Маджах (1612). Хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам ас-Синди аль-Ханафи в отношении слов: «Мы приравнивали», сказал: “Это по положению указывает на единогласное мнение (иджма') сподвижников в этом вопросе”. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” (2/275).
Прекрасно сказал ханафитский имам Ибн аль-Хумам аль-Ханафи об этой отвратительной традиции: “Является порицаемым гостеприимство в семье покойного для трапезы, поскольку это узаконено Шариатом только в радостных поводах, а не плохих. И это является скверным нововведением!” См. “Шарх Фатх аль-Къдир” (2/161).
Более того, даже для самих членов семьи умершего желательно приготовить еду соседям или близким родственникам, что является красивой Сунной! Асма бинт ‘Умайс и ‘Абдуллах ибн Джа’фар рассказывали, что когда убили Джа’фара (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приготовьте для семьи Джа’фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от этого». Абу Дауд (3132), ат-Тирмизи (997), Ибн Маджах (1611). Хадис достоверный.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Я люблю, чтобы соседи или родственники умершего приготовили для его семьи в день или ночь смерти еду, которая им хватит. Поистине, это благородная Сунна и обычай праведников, которые были до нас и будут после нас”. См. “аль-Умм” (1/278).
А что касается организации трапезы родными умершего, в которой зачастую присутствует показуха, словно это день свадьбы, а не похорон, гоняют то одних, то других, за тем или иным, и накрывают столы для пришедших пособолезновать, то это запрещено и не является благодеянием!
А чтобы это нововведение хоть как-то попытаться искоренить, людям, явившимся на похороны, следует уяснить, что они пришли не на вечеринку и поэтому не должны находиться на похоронах так долго, что начнут волновать хозяев дома, которые чувствуя себя неловко, и начинают все это организовывать.
Что же касается родных или близких, приехавших на похороны из далека и оставшихся на ночлег у семьи умершего, то нет проблем в том, чтобы их кормить, если соседи или родственники этого не сделают. См. “Ихда ад-дибаджа” (2/296).
Довод на это в следующем хадисе ‘Аиши:
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда кто-нибудь из числа её родственников умирал, собирались женщины, которые потом расходились, за исключением её родных и близких. Тогда по её велению готовили котелок тальбины (блюдо из муки с мёдом или молоком), после чего готовили сарид (мясную похлёбку), который приправляли этой тальбиной, и она говорила им: “Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть печали». аль-Бухари (5417), Муслим (2216).
В другой версии хадиса сказано: “И ‘Аиша повелевала приготовить тальбин для больного и членов семьи умершего”. аль-Бухари (5689).
А в третьей версии хадиса сказано: “Когда женщины расходились и оставались женщины из числа членов семьи, она велела приготовить тальбин”. Ахмад (6/80).
Кулейб ибн Шихаб передал от сподвижника из числа ансаров, который рассказывал: “Мы вышли вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на похороны, и я видел, как он давал указания тому, кто рыл могилу, говоря: «Сделай пошире со стороны ног и пошире со стороны головы». Когда же он возвращался, его встретил гонец жены покойного, которая позвала его. Он пришёл и когда принесли еду, протянул свою руку и стал кушать, после чего и другие люди протянули руки и стали кушать”. Ахмад (5/293), Абу Дауд (3332). Хадис достоверный. См. “Ахкам аль-джанаиз” (стр. 143-144).
Одним словом, следует разделять между угощением в дни похорон именно по причине смерти членами семьи покойного, и между угощением в качестве гостеприимства родственников или гостей, особенно приехавших издалека на похороны.
Имам Ибн Къудама, упомянув о порицании приготовления еды в день похорон по случаю траура, сказал: “Но если в этом будет нужда, тогда подобное становится дозволенным, ведь может быть так, что к ним пришёл тот, кто принёс к ним тело умершего издалека и остался на ночлег у них. И нет никакого выхода, кроме как угощать его”. См. “аль-Мугъни” (3/497).
Шейх Ибн Баз сказал: “Если же у членов семьи умершего остановятся гости во время дней траура, то нет проблем в том, чтобы приготовить им еду в качестве гостеприимства. Также нет проблем для членов семьи умершего позвать для угощения кого они пожелают из соседей или родственников, чтобы они отведали то, что им подарили из числа еды”. См. “Фатауа Ибн Баз” (9/325).
Также шейх Ибн Баз сказал: “Члены семьи покойного не должны заниматься приготовлением еды для тех, кто пришёл на соболезнование, им не следует собирать людей для угощения, поскольку они заняты трауром. Однако тем, кто посещает их для соболезнования, не надлежит подолгу задерживаться в этой семье, чтобы не утруждать их и не смущать, вынуждая прибегать их к угощению. Напротив, пришедшим для соболезнования следует после соболезнования покинуть их, не задерживаясь и не утруждая их. Но если люди приехали для соболезнования издалека, в качестве гостей, то в таком случае нет проблем приготовить им еду в качестве гостеприимства”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (1/1128).
Уа-Ллаху а’лям.
Ответить