Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Сказал Фудайль ибн ‘Ийяд: “Кто боится Аллаха - не повредит ему ничто, а кто боится кого-либо помимо Аллаха - не принесет ему пользы ничто”. См. "Хильяту аль-Аулия", 8/88.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Другая версия истории о Фудайль ибн ‘Ийяде...

Я НЕПРЕМЕННО ВОЗВЫШУ ИМЯ ТВОЕ ТАК ЖЕ, КАК И ТЫ ВОЗВЫСИЛ МОЁ...

Одним из величайших учёных исламской общины был и остаётся Фудейль ибн Ийяд (родился в 107 г.Х.).
И до принятия Ислама этот человек был известным разбойником, весть о котором была распространена по всей территории Халифата (начиная от Марокко до Афганистана, от Кавказа до Центральной Африки). Дело дошло до того, что этим человеком матери пугали своих малышей, если те не слушали своих родителей.
Так, этот человек вместе со своей шайкой пошёл грабить одного старика, у которого не было никого из родственников, и который жил один. Под покровом ночи они незаметно прокрались в его дом, полагая, что этот человек спит. Однако, этот человек выстаивал ночную молитву (тахаджуд), и дошёл до аята, в котором Аллах Всевышний говорит: «Разве не пришло время для того. чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?» (Сура "аль-Хадид", аят 16). Тогда сердце этого человека смягчилось, он покаялся перед Аллахом, встал на истинный путь.
И однажды, после урока, когда он сидел в кругу своих учеников, один из них обратился к нему, спросив: “О наш учитель, делал ли ты какое-нибудь благое дело до того, как покаяться?”. На что учитель ответил: “Клянусь Аллахом, я не помню, чтобы я когда-либо делал благое дело, кроме одного. Как я, будучи голодным и умирая от жажды, проходил мимо мусорной свалки. Там я увидел листок бумаги, на котором было написано имя Аллаха. Я побоялся пройти мимо этого листка и поднял его. На тот момент у меня не было денег, кроме одного динара, на который я собирался купить себе еду и питьё. Однако же, я направился на ближайший рынок, нашёл там продавца, торгующего благовониями, и на этот оставшийся у меня динар купил миск. Затем, я окунул этот листок бумаги, который я нашёл, в сосуд, пока тот не пропитается благовониями, а затем подвесил этот листок на возвышенное место. И, оставаясь голодным, жаждущим выпить чего-либо, я уснул. И во сне я услышал голос, который сказал мне: «Я непременно возвышу имя твоё так же, как и ты возвысил имя Моё…»”.
См. аз-Захаби, "Сияр а‘лям ан-Нубаля’", 8/421-423.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Барака-Ллаху фикум братья за биографию этого великого имама и полезные цитаты его слов!
Его суровое отношение к противоречию Сунне и к приверженцам нововведений общеизвестно.

Но, хотел бы сделать примечания на счет того, что имам аль-Фудайль был разбойником прежде, чем покаялся.
sultan писал(а): 19 сен 2017, 22:11 И до принятия Ислама этот человек был известным разбойником
Да, этот факт упоминается во многих трудах по биографиям, об этом приводят сообщения Ибн 'Асакир в "ат-Тарих", аль-Хатыб аль-Багъдади в "ат-Тарих", аз-Захаби в "ас-Сияр" и др.
Но дело в том, что я читал одно исследование на эту тему, в котором сообщалось, что с полноценным иснадом об этом передается три сообщения, что аль-Фудайль был разбойником, но в каждом из иснадов есть проблема. Там либо какой-то лжец в иснаде, либо неизвестный передатчик, и т.п.
Вот тут кстати, брат наш переводил это:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=88&t=19033

Поэтому братья, было бы хорошо уточнить этот момент, прежде, чем распространять это, даже если об этом писали признанные имамы в своих трудах. Ведь общеизвестно, что в книгах о биографиях есть как достоверные, так и недостоверные сообщения. Да что говорить о книгах по биографиям, если даже во многих сборниках хадиса есть не мало недостоверных хадисов.
sultan писал(а): 19 сен 2017, 22:11 ...там я увидел листок бумаги, на котором было написано имя Аллаха. Я побоялся пройти мимо этого листка и поднял его...
См. аз-Захаби, "Сияр а‘лям ан-Нубаля’", 8/421-423
Ещё следует уточнить и вот эту историю, потому что она один в один достоверно известна совсем от другого человека, а это - Бишр ибн аль-Харис.
Прочитав, я удивился, думаю: "Неужели с двумя людьми произошло одно и то же?" Прошёлся по указанной ссылке, а там как раз биография аль-Фудайля, но я не смог найти этих слов у аз-Захаби.
Уточни пожалуйста этот момент ахы.
Барака-Ллаху фик.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Уа фика баракаЛлах.

Да брат, я тоже не смог там найти этих слов. Вероятно произошла опечатка или путаница в источнике, из которого я этот текст позаимствовал)

Единственное, что могу добавить, что многие приводят именно рассказ о покаянии аль-Фудайля связанный с тем, что он услышал аят из Суры "аль-Хадид", когда взобрался на стену дома одной женщины. См. "Мукъаукъиф Фи хайатис-Салаф", 24.

Кроме того, возможно, эти асары подкрепляют друг друга, и так они возводятся на уровень действительных (имеющих силу) доказательств.

Уа Аллаху а'лям.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Признаком аскетизма в отношении этого мира и людей является то, что ты не любишь, когда люди хвалят тебя и не придаёшь значения их порицаниям. И пусть не беспокоит тебя безизвестность и отсутствие похвалы. Если ты достоен похвалы у Аллаха, то пусть твоё порицание в глазах людей не огорчает тебя”. См. "Хилья аль-Аулия" 8/9.
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

sultan писал(а): 23 сен 2017, 04:15
Кроме того, возможно, эти асары подкрепляют друг друга, и так они возводятся на уровень действительных (имеющих силу) доказательств.
Кто-то из ученых сказал так, или это ваше предположение?
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Сказал Фудайль ибн ‘Ийяд: “Не позволительно общаться с человеком, у которого дурной нрав. Потому что такой будет призывать только ко злу”. См. "Масавиу аль-ахлакъ", 20.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

История о сыне Фудайль ибн ‘Ийяда - ‘Али ибн Фудайле...

Рассказывал Мухаммад ибн Наджа: “Однажды мы совершали утреннюю молитву руководил которой Фудейль ибн Ийяд. Рядом со мной стоял его сын ‘Али ибн Фудайл. Когда Фудайль ибн ‘Ийяд прочёл аяты, где Аллах говорит: «Схватите его и закуйте, потом бросьте его в Ад» (Сура аль-Хаккъа, 30-31), то заплакал, а его сын ‘Али, также стал плакать, а затем потеряв сознание упал на пол”.

Передал известный знаток хадисов Мухаммад ибнуль-Башшар: “Причиной смерти ‘Али ибн Фудайла стал аят, в котором Всевышний Аллах сказал: «Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед Огнем. Они скажут: “О, если бы нас вернули обратно! Мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и стали бы верующими!”» (Сура аль-Ан‘ам, 27). Когда ‘Али ибн Фудайль прочитал этот аят, принялся рыдать, громко плача, затем потерял сознание и больше не приходил в себя. В тот день и я был из тех, кто принял участие в его погребальной молитве”. См. "Китабу-Сияр".
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение Ummu_Yahya »

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, да смилуется над ним Аллах, прочитав аят: "Разве Мы не наделили его парой глаз, с помощью которых он может видеть, языком и парой губ, чтобы он мог говорить и выражать свои мысли?" (90:8-9), и заплакал.

Спросили его о причине его слез. Сказал Фудайль: «Провел ли ты всю ночь, воздавая хвалу и благодарность Аллаху за то, что Он дал тебе два глаза, которыми ты видешь? Провел ли всю ночь, воздавая хвалу и благодарность Аллаху за то, что Он дал тебе язык, которым ты говоришь?» И начал перечислять из подобных примеров.

См. Ибн Раджаб «Джами' улюм ва альхикам», 1/242.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: "Если Аллах увидит в тебе то, что ты очищаешь свое сердце от людей для Него одного, то о чем бы ты ни попросил, Он непременно дарует тебе это!" См. صفوة 2/546
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

ابن مراد الداغستاني писал(а): 22 окт 2017, 05:49
sultan писал(а): 23 сен 2017, 04:15
Кроме того, возможно, эти асары подкрепляют друг друга, и так они возводятся на уровень действительных (имеющих силу) доказательств.
Кто-то из ученых сказал так, или это ваше предположение?
ас-Саламу алейкум.

Вот на что я опирался ахи:

1. Шейх аль-Албани отвечая на один из вопросов, говорил: «...относительно всех этих хадисов, если они и являются слабыми, то они усиливают друг друга» См. "аль-Ируаъ", 1/297. То же самое говорили ученые из "ляджны" См. "Фатауа аль-Ляджна ад-Даима", 6/165. А также у них есть и такие слова: “Эти хадисы подкрепляют друг друга, так что они возводятся на уровень действительных (имеющих силу) доказательств”. См. "Фатауа Исламия", 7/383-385.
Более того, хорошо известно, что в о отношении асаров ученые не проявляли такой строгости как в отношении хадисов от пророка, мир ему и благословение Аллаха. Шейх аль-Албани также сказал: “Исследование всех сообщений, передаваемых от саляфов, а также исследование их иснадов, чтобы узнать их достоверность и недостоверность, является из числа затруднительных вещей. А поэтому достаточно того, чтобы они соответствовали Шариату”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-н-Нур” № 26.

2. Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам:

а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, например к атрибутам Аллаха Всевышнего.
б) В них не должны содержаться разъяснения установлений Шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.
Это значит, что их можно приводить в наставлениях с целью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль. См.: "Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис", 93; "Аль-Кифайа", 133 - 134: “Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в которых говорится о достойных делах”.

Уа Аллаху а'лям.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

sultan писал(а): 27 июн 2018, 12:55 Вот на что я опирался ахи:
Уа алейкум салям
Брат, то что ты процитировал - это обобщённые высказывания учёных о том, что слабые хадисы могут усиливать друг друга, и с этим фактом никто не спорит)
А вопрос брата был в другом, а это именно усиление этих асаров про аль-Фудайля.
Ведь нельзя самостоятельно что-то усиливать или ослаблять из хадисов и асаров, опираясь в этом на общие правила и положения.
Во-первых, потому что не каждые слабые хадисы пригодны для усиления друг друга, напротив, может быть и так, что слабые хадисы не прибавят слабому хадису ничего, кроме еще большей слабости, как говорил хафиз аль-Иракъи. Поэтому для того, чтобы слабые хадисы могли усиливать друг друга мухаддисы выдвигали кучу условий.
А во-вторых, подобные вещи могут открыть двери для проявления иджтихада теми, кто не компетентен в той или иной религиозной отрасли, а может быть и вообще никакой из них. И многие люди по своему усмотрению могут начать усиливать кучу слабых хадисов, которые не усиливал никто из учёных мухаддисов.
sultan писал(а): 27 июн 2018, 12:55 Более того, хорошо известно, что в о отношении асаров ученые не проявляли такой строгости как в отношении хадисов от пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Всё верно, но ведь это не просто асары связанные с духовным воспитанием, побуждением к аскетизму, благонравию и т.п. Это ведь асары, в которых затрагивается честь одного из праведных имамов - саляфов, ведь если это не является доствоерным, то вряд ли это было бы ему приятным, даже если речь шла о том, что он был разбойником до прямого пути и покаяния.
Вот кому из нас это понравилось бы, если бы про него говорили: "Такой-то, когда был джахилем, был рэкетиром", тогда как этого не было с ним даже до его соблюдения религии? Уверен, что никому)

Барака-Ллаху фикум.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Бишр ибн аль-Харис передал, что сказал ему Фудайль ибн ‘Ийяд: “О, Бишр! Наивысшая степень довольства Всевышним Аллахом - быть одним из аскетов”. Я спросил: “О, Абу ‘Али! Как это претворить в жизнь?” Он дал мне такой ответ: “Чтобы твое сердце находилось в одинаковом состоянии, когда От дарует тебе, и когда - нет”. См. аль-Бейхакъи, "Китабу-з-Зухд", 662.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если придёт к тебе какой-то человек с жалобами на другого, то скажи ему: "О брат мой, прости его, ведь прощение ближе к богобоязненности". Если же он скажет тебе: "Моё сердце не в силах простить, и я желаю свершить возмездие, как повелел мне Всевышний Аллах", то скажи ему: "Тогда сделай это, если ты умеешь правильно (должным образом) вершить возмездие, а если нет, то вернись к дверям прощения, ибо это широкая дверь". Воистину, кто прощает и примиряет, то наделит его Аллах от Себя (особой наградой). Прощающий человек спокойно спит ночью у себя в постели, тогда как ищущий возмездия - беспокойно обдумывает варианты (для возмездия). Настоящее мужество - это способность прощать своих братьев!”. См. "Хилья аль-Аулия", 8/112.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд

Сообщение sultan »

Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Тот, кто возлюбит главенство (лидерство) - никогда не обретёт спасения”. См. "Ихья улумуд-Дин", 3/342.
Ответить