Выставление напоказ (риййа)

Ответить
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Выставление напоказ (риййа)

Сообщение sultan »

Шейх Ибн Усаймин сказал:

Выставление напоказ (показуха) может оказывать влияние на поклонение тремя способами:

1) Когда основной мотив поклонения видят другие, например человек становится молиться и люди видят его, и таким образом они будут хвалить его за молитву. Это делает недействительным акт поклонения.

2) Когда показуха появляется во время выполнения поклонения. То есть, в изначально человек искренен в своих намерениях по отношению к Аллаху, а затем он начинает думать, чтоб выставить себя, в то время как он делает это. В таком случае применяется два сценария:

(|) Если нет связи между первой частью дела и последней, тогда начало дела действительно в любом случае, а конец не действителен.
Например: У человека 100 риалов, которые он собирается потратить на благотворительность. Он дает 50 риалов с искренним намерением, как акт благотворительности. Потом его посещает идея о том, чтобы выставится, и он отдает напоказ остальные 50 риалов. В таком случае первая часть пожертвования действительна и принимается как пожертвование, а последние 50 риалов не действительны, потому что искренность смешалась с желанием выставиться напоказ.

(||) Если первая часть поклонения связанна с последней частью. И тогда есть два варианта:

(a) Человек опасается показухи и не хочет делать напоказ, он ненавидит и предпочитает сторониться ее. Это никак не влияет на него, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах простил моей умме все, что приходит на ум, до тех пор, пока они не поступают так или не говорят об этом»

(b) Человеку пришла идея сделать напоказ, и он не пресек ее. В этом случае все поклонение становится недействительным, потому что первая часть, связана с последней.
Например, он стал молиться с искренним намерением ради Аллаха, а потом во втором ракате подумал о том, чтобы выставиться напоказ, и таким образом вся молитва целиком становится недействительной, потому что ее начало связано с концом.

3) Идея, чтоб выставиться пришла после того, как действие совершилось. Это не влияет на поклонение и не делает его недействительным, потому что дело было полностью закончено, таким образом, если желание показухи появляется после, это никак не влияет на поклонение.

Не является показухой, если человек чувствует радость, что люди узнали о его поклонении, потому что это появилось после того, как поклонение уже закончено.

Не является показухой, если человек чувствует радость, потому что он сделал акт поклонения. Потому что это будет признаком его веры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо чувствует радость, после совершения благих дел, и расстраивается после плохих, этот человек-верующий»

Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этом, и он ответил: «Это первая радостная весть верующему».

Маджму’ Фатаава аль-Шейх Ибн Усаймиин, 2/29, 30.
Nurbol Abu Abdulaziz
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26 сен 2009, 21:58

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение Nurbol Abu Abdulaziz »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух!
ахи возник вопрос, инща Ллах можно подробно объяснить:
1. цитата из фатвы "Человек опасается показухи и не хочет делать напоказ, он ненавидит и предпочитает сторониться ее."
человек не навидит показуху, и поэтому старается делать поклонение скрыто, например, в мечети фарз намаз закончился, он стал и ушел в угол делать зикр и сунну скрыто от людей, в этом есть проблема? или это уже показуха? сунну в мечети потому что до дома не успевает.

2. Второй, после мечети когда уходишь, и по дороге встречаешь человека спрашивающего "откуда идешь" ? как лучше ответить, с мечети или гулял просто. не является ли показухой то что я говорю в мечети намаз делал: а если с целью побудит его к тому же?

3.Третьи, Можно ли давать салям человеку по меру его богобоязненности, например при встрече праведного брата полный салям "ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух", как бы проявляя уважение его знанию и богобояненности. и наоборот, при встрече джахиля который даже не знает как ответить правильно на салям сказать просто ассаляму алейкум. не является ли показухой говорить при праведном полный салям, при джахиле краткий? конечно надо учитывать награду за каждого, просто в душе не хочется джахиля так приветствовать.
AbdulAlim
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 15 мар 2011, 15:11

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение AbdulAlim »

Инщаа Аллах Тоже Хотелось Бы Узнать :mrgreen:
Nurbol Abu Abdulaziz
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26 сен 2009, 21:58

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение Nurbol Abu Abdulaziz »

Еще вопрос братья сказали узнать:
"Не является показухой, если человек чувствует радость, что люди узнали о его поклонении, потому что это появилось после того, как поклонение уже закончено."

как понять это высказывание? это не признак показухи радоваться делами когда другой человек узнает об этом? может не правильно перевели слово, и не поняли слово. пока в голове вкладывается.
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение sultan »

Nurbol Abu Abdulaziz писал(а):Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух!
Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Nurbol Abu Abdulaziz писал(а):ахи возник вопрос, инща Ллах можно подробно объяснить:
Постараемся инша-Аллах ))
Nurbol Abu Abdulaziz писал(а):человек ненавидит показуху, и поэтому старается делать поклонение скрыто, например, в мечети фарз намаз закончился, он стал и ушел в угол делать зикр и сунну скрыто от людей, в этом есть проблема? или это уже показуха?
Один из способов избежать рия – совершение молитв в тайне от других людей. Молитва в тайне от людей помогает соблюсти два момента. Во-первых,  совершая молитву в тайне от других мы не испытываем желания произвести на них впечатления, а они так же не могут испортить нашу молитву своими похвалами. Во-вторых, подобные поступки  повышают иман человека и таким образом помогают уберечься от рия.
Некоторые ученые говорили: "Салафы предпочитали совершать молитвы в тайне, так, что даже их жены и близкие родственники не знали о том, что они молятся".
Имам Ибн аль-Джаузи писал: Суфьян ас-Саури сказал: «Если раб совершает какой-либо акт поклонения в тайне, сатана нашептывает ему до тех пор, пока не добьется от него того, что он расскажет о своем добром деле другим людям. Тогда из тайного благого дела она превращается в публичное». См. Талбису Иблис, стр. 180

Если человек вдруг понимает, что он совершает добрые дела только в присутствии других и совершает дурные поступки когда он находится в одиночестве, это означает, что он впал в рия. Стоит прислушаться к совету ученых прошлого:

«Удалите от себя причины рия утвердив для себя то, что мнение людей для вас так же важно как мнение животных или маленьких детей. Не ставьте в зависимость совершение молитв от присутствия  или отсутствия людей, или от мысли о том, что они знают, что вы делаете или не знают. Наоборот ощущайте бесконечность знания Аллаха!» См. Ихляс уа аш-Ширк аль Асхар, стр.15
Nurbol Abu Abdulaziz писал(а):сунну в мечети потому что до дома не успевает.
Ну ведь у тебя есть веская причина брат и это инша-Аллах не связано с рия.

Также хотелось отметить, что рия может рядиться в скромные одежды и проявляться неожиданно. Это происходит тогда, когда намерение  заключается в том, чтобы показать себя человеком, который не озабочен своим настоящим и думает только о будущем. Или это может исходить из прямо противоположного намерения  когда человек одевается в яркие одежды, чтобы привлечь к себе  внимание, или одевается как ученый,  чтобы люди приняли его за ученого. Оба этих типа поведения противоречат манере поведения хорошего мусульманина.

Имам Ибн аль-Джаузи писал: «Некоторые из аскетов (тех, кто избегает мира) надевают рваную одежду и не зашивают  дыры. И они не повязывают свои тюрбаны и не расчесывают аккуратно своих бород, так что люди могут подумать что этот мир для них ничего не стоит. Эти действия – одно из проявлений рия! Потому, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники  так не поступали. Они расчесывали свои волосы, умащивали их, использовали благовония, хотя они и были из тех, кто больше других был озабочен своей будущей жизнью!» См. Талбису Иблис, стр. 238
Nurbol Abu Abdulaziz писал(а): после мечети когда уходишь, и по дороге встречаешь человека спрашивающего "откуда идешь" ? как лучше ответить, с мечети или гулял просто. не является ли показухой то что я говорю в мечети намаз делал: а если с целью побудит его к тому же?
Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) "Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)". аль-Бухари 1.

Если ты говоришь это с намерением побуждения этого человека к одобряемому, то инша-Аллах тебе оно зачтется как доброе дело.

Къадий Фудайл ибн Ийяд сказал:
"Верующий покрывает и даёт добрый совет, а нечестивец порочит и упрекает". См. "СОРОК ХАДИСОВ ИМАМА АН-НАУАУИ", хадис №7.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Сатане удалось сбить многих богобоязненных верующих таким образом, что когда они видели зло, они не выступали против него. Они говорили себе: “Лишь тот, кто богобоязнен может советовать другим совершать благие дела и осуждать зло, а я не настолько богобоязнен, так как же я могу советовать другим!” Это неправильно. Каждый должен призывать к благому и осуждать зло, даже если он сам совершает греховные поступки”. См. Талбису Иблис, стр 188

Также Имам Ибн аль-Джаузи писал: «Возможно, что сатана попытается сбить преподавателя или проповедника, шепнув ему: «Такой человек как ты не имеет права обучать людей! Сатана заставляет его замолчать. Другой способ, которым сатана заставляет человека перестать совершать добрые дела заключается в том, что он нашептывает ему: «Тебе нравится то, что ты делаешь. И, может быть, ты впадешь в рия. Таким образом, безопаснее для тебя прекратить обучать других». Истинной целью сатаны является заставить этого человека прекратить совершать добрые дела».
Nurbol Abu Abdulaziz писал(а): Можно ли давать салям человеку по меру его богобоязненности, например при встрече праведного брата полный салям "ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух", как бы проявляя уважение его знанию и богобояненности. и наоборот, при встрече джахиля который даже не знает как ответить правильно на салям сказать просто ассаляму алейкум. не является ли показухой говорить при праведном полный салям, при джахиле краткий? конечно надо учитывать награду за каждого, просто в душе не хочется джахиля так приветствовать.
Если ты дорогой брат даешь полный салам человеку из-за проявления уважение к его знанию и богобоязненности, то ты совершаешь действие которое не противоречит Сунне. Потому, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не почитает старших среди нас и не проявляет милосердия к младшим среди нас». Этот хадис приводят Ахмад 2/207, Абу Дауд 4943, ат-Тирмизи 1921. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали его достоверным.

Однако при этом нам не стоит забывать и о том, что проявление к человеку большего уважения и внимания, чем он возможно заслуживает, если будет угодно Аллаху, может положительно повлиять на него и заставить его совершать больше добрых поступков и сторониться непристойностей. Как повествуется об этом в другом хадисе:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Один человек сказал: “Я обязательно должен подать милостыню!” — (после чего) вышел (из дома) со своей милостыней и (по незнанию) вложил её в руку вору. Наутро люди стали говорить: “Милостыню подали вору!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе, я обязательно должен подать милостыню!” После этого он (опять) вышел (из дома) и вложил (милостыню) в руку блуднице, а наутро люди стали говорить: “Этой ночью милостыню подали блуднице!” Тогда (этот человек) сказал: “О Аллах, хвала Тебе! (Я подал милостыню) блуднице, но я обязательно должен подать её (снова)!” После этого он (опять) вышел из (дома) со своей милостыней и (на сей раз) подал её богатому человеку, а наутро люди стали говорить: “Милостыню подали богатому!” (Услышав это,) он сказал: “О Аллах, хвала Тебе, (я подал милостыню) вору, блуднице и богачу!” — а после этого некто пришёл к нему и сказал: “Что касается твоего подаяния вору, то, может быть, благодаря этому (впредь) он станет воздерживаться от воровства; что касается блудницы, то, может быть, она откажется от блуда, что же касается богатого, то, может быть, он извлечёт из этого урок и станет расходовать (на пути Аллаха) то, что даровал ему Аллах”». аль-Бухари 1421.

Уа Аллаху а'лям.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
в мечети фарз намаз закончился, он стал и ушел в угол делать зикр и сунну скрыто от людей, в этом есть проблема? или это уже показуха?
Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва человека в его доме превосходит добровольную молитву перед людьми так же, как молитва человека в джама’ате, превосходит намаз одного!». ‘Абдур-Раззакъ 4835, Ибн Абу Шейба 2/256. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3149.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Добровольная молитва человека, совершенная там, где его не видят люди, превосходит молитву, совершенную на людях, в двадцать пять раз!». Абу Я’ля, ад-Дайлями. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 3821.

Почему же показуха? Главное намерение в сердце.

Если совершаешь поклонение искренне ради Аллаха, то оно принимается, а если совершаешь для тех, кто в мечети (для того, чтобы они похвалили или намеренно перед ними делаешь намаз красиво, ровно, размеренно и т.д.), то это уже ширк.

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся». Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих "Сахихах", являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам.

[Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду]
сунну в мечети потому что до дома не успевает.
Джалиль Абу Рамазан писал(а):Восполнять добровольные намазы пропущенные в силу определенных причин - разрешается! Такими причинами могут считаться сон, забывчивость, сильная занятость и т.п. Если человек не смог совершить рауатиб, то он может восполнить их по прошествии времени отведенного для них, и даже, согласно более правильному мнению ученых, в запретное для молитвы время.
Подробно с доводами тут:

О восполнении добровольных намазов пропущенных сознательно
после мечети когда уходишь, и по дороге встречаешь человека спрашивающего "откуда идешь" ? как лучше ответить, с мечети или гулял просто. не является ли показухой то что я говорю в мечети намаз делал: а если с целью побудит его к тому же?
Если соврешь - это будет обман. Тем более, нет причин для такого обмана.

Это великая милость Аллаха, что Он своему рабу помогает совершать молитвы в мечети - здесь нет никакого стыда или страха.

А по вопросу показухи, то опять же, ответ - намерение.

Если скажешь с намерением, чтобы человек задумается над этим и ты можешь стать причиной для того, чтобы он пришел в мечеть, то это похвально!

А если скажешь с намерением, чтобы этот человек похвалил тебя, типа "какой молодец, все время в мечеть ходит", то это опять же ширк.
Можно ли давать салям человеку по меру его богобоязненности, например при встрече праведного брата полный салям "ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух", как бы проявляя уважение его знанию и богобояненности. и наоборот, при встрече джахиля который даже не знает как ответить правильно на салям сказать просто ассаляму алейкум. не является ли показухой говорить при праведном полный салям, при джахиле краткий? конечно надо учитывать награду за каждого, просто в душе не хочется джахиля так приветствовать.
Если ты знаешь, что перед тобой брат-мусульманин, то ты не просто можешь, а обязан поприветствовать его - как минимум "салам алейкум!", а если сделать это первым, то награда будет еще больше.

А если перед тобой мушрик, то ты не можешь его приветствовать сам первым "салам алейкум", т.к. этот вид приветствия исключительно для мусульман. Если он тебе первым скажет "салам алейкум", то ты обязан ответить тем же "уалейкум ассалам".

А приветствовать такого первым словами типа "добрый день" или "здравствуйте" - нет проблем.

Этот вопрос подробно разбирался.

МОЖНО ЛИ ПРИВЕТСТВОВАТЬ СЛОВАМИ «ДОБРОЕ УТРО!»

Как ПРАВИЛЬНО поприветствовать мусульманина?

да ведет нас Аллах прямым путем!

а Аллаху обо всем известно лучше.
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Выставление напоказ (риййа)

Сообщение sultan »

Шейх Ибн Усеймин также сказал:

Показуха – это когда человек показывает свои благие деяния и ему нравиться, когда люди видят это.

Сама’а - это когда человек совершает деяние, и люди узнают о них и распространяют слухи среди других людей о том, что он совершал эти деяния, и такому это будет нравиться.

Показуха и сама’а (слухами) каждая из них делятся на два вида:

а) явная (это явно для того человека, что он делает эти дела ради показухи). Это когда кто-то делает любое доброе, для того, чтобы заслужить похвалу и одобрение людей (награды за это не будет, это грех и за это будет наказание). Про таких сказано в том хадисе кто воевал на джихаде, читал Коран и давал милостыню, что они попадут в огонь из-за того, что они делали это ради показухи.

б) скрытая (это самый опасный вид. Умар ибн Хатаб, да будет доволен им Аллах, боялся именно этого) – это очень сложно распознать, только если всегда беспокоиться об этом. Тот, у кого есть намерение быть вдалеке от этого, должен быть всегда между ихлясом (когда помним) и просьбой о прощении и покаянии (когда забываем).

Если всегда делать джихад (борьбу) против своей души из-за этого, то это не повредит хорошим деяниям.

Если забудешься (если мы начали ради Аллаха, а потом закралась показуха), надо вспомнить себя и сделать истигфар, если этого не сделаешь, то деяние не будет принято. Таким образом, если деяние началось и завершилось ради Аллаха, то оно будет принято, если же деяние началось ради Аллаха, затем закралась показуха или самолюбование и оно так и завершилось с этим, то такое деяние принято не будет.

Например, если человек молиться любую дополнительную молитву с изначальным намерением ради Аллаха, затем его кто-либо увидит, и у него появиться мысль о том, что сейчас про него подумают какой он хороший, то такая молитва принята не будет. Если же он успел сказать таслим (т.е. деяние было начато и закончено ради Аллаха), а потом его кто-либо увидел, то, ин шаа-Ллах, его молитва будет принята.

Нужно помнить, что только Аллах заслуживает наши благие деяния, Он их не забудет и сохранит их для нас. А люди – не благодарны и забывают добро, которое делают им окружающие”.
См. "Шарх китабу таухид", глава 4.
Ответить