"
«Не общайся с этим человеком».
И одна из интересных и замечательных историй: один из учеников имама
Ахмада начал общаться с одним человеком, которого звали
Аль-Хариси Аль-Мухасиби.
И сказал ученик имаму
Ахмаду: «Вот этот Харис говорит то-то и то-то и вообще в нём много смирения, праведность, покорность Аллаху».
Имам
Ахмад спросил: «Когда он к тебе приходит, скажи мне?». Ученик ответил: «Он ко мне приходит после магриба».
Имам
Ахмад сказал «Тогда, я к тебе приду, но сяду в таком месте, спрячусь, чтобы не было видно меня, чтобы он меня не видел».
Имам
Ахмад пришел и спрятался. Когда совершили магриб пришли из мечети и сели.
Ученик подал еду гостям , затем совершили намаз иша, снова сели ,вернулись в дом , посидели долгое время и
Харис ничего не говорил, он молчал.
Человек полного смирения , то есть на лице его, в облике следы страха перед Аллахом, следы смирения, покорности Аллаху и он молча сидел, молчал смиренно.
И один человек из его учеников спросил его о чём- то и задал вопрос и тогда начал говорить
Харис и начал говорить слова людей, которые отличаются праведностью, слова людей, которые смягчают людей, слова людей, которые заставляют плакать.
И он говорил, говорил, и его люди слушали и люди стали испытывать смирение, трепет и среди них нашлись такие, которые плакали когда он говори.
Люди сидели и плакали, и когда этот ученик (Имама Ахмада) поднялся к Имаму
Ахмаду, где он находился и увидел что он тоже плачет, услышав слова аль
Хариса. И ученик сказал имаму
Ахмаду: «Каким ты нашел, то что ты слышал, какое твоё мнение о том, что ты слышал».
Имам
Ахмад ответил «
Лучше этих слова я не слышал, но не общайся с этим человеком!»
Почему? Потому что слова этого человека и слова этих людей они не строились на пути Ахлю сунна, на пути сподвижников, на пути
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и изобрели свои новые слова, изобрели свой новый метод как добиться смирения, метод который не известен сподвижникам и его последователям, изобрели новый путь, которого не было. И поэтому Имам
Ахмад сказал : «Не общайся с ним» Ибо ты попадёшь в бида, попадёшь в ересь, то есть он запретил своему ученику общаться с Харисом и сидеть с ним! А как же слова «Лучше этих слова я не слышал» что имеется виду? Имеется виду из слов кассасов , то есть из слов рассказчиков я лучше не слышал.
Это не значит, что эти слова лучше чем Коран и Сунна или лучше высказывания сподвижников, саляфов, предшественников уммы, нет, не это он имеет виду!
Он говорит, лучше чем эти слова из рассказчиков кассасов я не слышал, потому что в то время появился (как мы говорили) путь или метод рассказчиков, они не говорили сказал Аллах, сказал
Посланник (алейхи ссаляту уа саллям) , нет! Они рассказывали разные рассказы, разные случаи , разные вещи, которые действительно размягчает сердце человека заставляет его плакать И может быть увеличивает смиренность человека. Но почему Уляма предостерегают от этого? Потому что это бида, потому что это ересь, потому что это не тот путь по которому идут ахлю ильм. Поэтому Имам
Ахмад говорит (снова возвращаемся к словам о которых говорим) "Я не знаю такого времени, чтобы люди так сильно нуждались бы в изучении хадиса когда-либо, как сегодня"". Люди спросили: ""Почему?"". Он ответил: ""Потому что появилась ересь. И тот, у кого нет знания сунны (хадиса), тот попадет в ересь""
Каждый из нас должен в реальной жизни быть на стороже в этом вопросе, в наше время, тем более! Если во время Имама
Ахмада, то в наше время тем более, когда шубухатов больше и мест откуда можно получить шубухаты и получить ложные знания, сведения еще больше. В каждый дом это вошло это, в виде компьютеров с интернетами. То есть если ты хочешь чтобы твое сердце было смиренным, то помимо того что найти то что его делаем более смиренным ты должен смотреть на то что это было сунной!
Всякий ибадат, всякий вид поклонения если не основан на сунне, то он отвергнут.
Фудейль ибн ияд по поводу аята Аллах Субханаху уа Тааля «
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
""Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий.""
Сура Аль-Мульк (Власть), 2 аят.
Фудейль ибн ияд давая тафсир сказал: «кто из вас лучше по деяниям» это значит у кого деяния более искренне и более правильны.
Люди сказали «искренне это понятно, а что значит более правильно ?» Он сказал «Чтобы, оно было согласно Сунне
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям)»
«Кто совершает какое деяния на которого нет нашего указания в религии , то оно отвергнуто» Хадис передал
Муслим.
То есть дорогие братья, вопрос не в том, что-то, какой то метод заставляет людей задуматься, заставляет их сердца размягчится, заставляет их стать смиренными.
Дело не в этом только! Некоторые говорят : «Ну, посмотри. Зато это заставило человека задуматься, посмотри зато это заставило этого человека смирится, стать покорным!
Посмотри какую пользу это приносит» или «Посмотри, мы это делаем и это заставляет людей вспомнить о
Пророке (алейхи ссаляту уа саллям)!
Посмотри, какие хорошие плоды у этого деяния, значит это благое и мы хотим только благое!» Мы говорим, если это дело не на сунне, не соответствует сунне, то всё, это достаточно чтобы отвергнуть деяние.
Мы приводили пример как
Шейхуль-ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах) приводил историю: как один человек собрал разбойников разных, преступников желая исправить их , поставить на путь истинный. И что он сделал? Он дал им в руки скрипочки или сами они взяли скрипочки или какие то инструменты начали играть милую такую задушевную музыку и эти люди танцевали под эту музыку и становились такие добрые и хорошие. Они сказали «Вот, видишь, мы делаем благое, хорошее! Люди исправляются.»
Но мы скажем: отвергнуто это, отвергнуто
И еще раз отвергнуто! Почему? Потому что это не сунна
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и это не путь сподвижников и нет в нём блага!
Или сегодня люди собирают людей на какие то концерты посвящённую дню 8 марта или даже посвящённый курбан байрам, собирает разных людей и говорят зато мы там помимо прочего какие то хорошие слова про ислам сказали и вот люди посредством этих концертов приблизились к исламу или посредством того , что мы дали подарочки на 8 марта приблизились к исламу. Ля хауля ва ля къуввата илля биЛлях. Сказано : «Кто совершает какое деяния на которого нет нашего указания в религии , то оно отвергнуто»
Ты придумал путь лучшем чем
Пророка Мухаммада (алейхи ссаляту уа саллям)?
Пророк (алейхи ссаляту уа саллям) мы за ним следуем и нам достаточно этого!
Есть некоторые деяния, которые возникли в Исламе после
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и уляма порицают и называют это бида, это ересь, это нововведение, это заблуждение. А есть некоторые деяния, которые возникли в Исламе после смерти Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) , некоторые вещи но в тоже время уляма не порицают это. Почему? Где критерий? Если то и то возникло после
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и не было его при жизни то где критерий?
Что считать бида, ересью а не что не считать бида и ересью? Критерий простой мы должны посмотреть была ли во времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) были ли нужда в этом действии, был ли посыл, была ли причина, был ли мотив для этого действия. Если был мотив, если была причина для совершения действия, смотрим , а делал ли пророк
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) это или нет? Если он (алейхи ссаляту уа саллям) это не делал при наличии причины для этого и возможности для этого, то значит это ересь и бида если он оставил это и не делал, значит ты не должен это делать!
Потому что шариат полный , потому что Аллах субханах уа Тааля сказал:
"Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам."
Сура Аль-Маида (Трапеза), 3 аят
Поэтому
Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал «Тот кто утверждает, что есть бида хасана, тот значит утверждает, что
Мухаммад отнёсся вероломно по отношению к миссии, которую возложил Аллах и не донёс до людей, то что должен донести. » То есть была причина это делать во времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям), была возможность, а он этому не научил этого не сделал. И так значит, если посыл, причина, мотив для действия для совершения чего то
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) , но он этого не делал и не делали его
сподвижники (да будет доволен ими Аллах) это указывает на то, что возникновение этой вещи это бида и ересь! Почему? Потому, что мы сказали например причина существовала и существует предположим на сегодняшний день в его и в наше время существует. А Раз он этого не сделал, Значит ты делаешь «Ташрия» установил новый шариат или делаешь что то новое в шариате! Ты не имеешь право! Раз этого не было по времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) то есть это ересь.
А второй вид, мы сказали, такие деяния причиной для которых мотивы для которых посыла для которых не было во времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям).
Приведем пример 1 действий (в тех которая была причина во времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) была причина, но он сам этого не делал.
Известный пример это всякие торжества еретические в виде отмечать определённые дни, отмечать «лейту аль исра» ночь мираадж отмечать в мечетях собираться, делать особые виды поклонения. Или отмечать «лейту бадр» ночь перед битвой Бадр или отмечать « маулид (день рождения
Пророка алейхи ссаляту уа саллям)», что наиболее распространённо конечно. Такая же цель была во времена Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) ? То есть если спросить этих людей цель какая? Зачем это отмечать? Они скажут: «чтобы привлечь сердца людей к любви к
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям), чтобы напомнить о его великой силе, чтобы на его торжествах, конференциях рассказать о Сире, о пути жизненного пути
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям), чтобы полюбили Пророка (алейхи ссаляту уа саллям)»
Как в рассказе от
Ибн Масууд «только благо мы хотели». Но разве такое же причиной такого же мотива нужды не было во времена
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и сахабов ? Не было нужды чтобы бедуинам рассказать сиру
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям),рассказать о миарадже или внушить любовь к
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям), разве не было нужды? Была нужда несомненно, однако это
Пророк (алейхи ссаляту уа саллям) не делал и его сподвижники. Поэтому, оставление чего-то это тоже религия, как и приказ чего-то это религия ,так и оставление чего–то это религия.
То есть оставить что то это тоже часть религии и если кто то говорит, что есть что то такое до нас не сообщил
Пророк (алейхи ссаляту уа саллям) то мы сказали что он утверждает, что
Пророк (алейхи ссаляту уа саллям) поступил вероломно.
То есть если есть такое то деяние, которое может приблизить к Аллаху, но это не указано в Коране и сунне, то значит, что Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) не донёс до нас весь шариат.
А пример второго вида, новых вещей, которые не были при
Пророке (алейхи ссаляту уа саллям) это вещи на которые не были причины и не было нужды. Например, собрать Коран в единый свиток единую книгу. Во времена Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) единого Корана от фатихи до нас был? не было. Или совершение намаза тараваих. Мы совершаем таравих. Почему
Пророк (алейхи ссаляту уа саллям), оставил таравих? Он совершал 3 дня, а потом оставил . Почему? Потому что была причина, чтобы не делать. Могло это стать фардом. Было препятствие, чтобы сделать это. Когда
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям), умер исчезло это препятствие и Умар восстановил эту сунну. Или собрание Корана в единый свиток. Почему
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) не сделал? Потому что было препятствие! Потому что Коран продолжал ниспосылается! И представьте, ниспосылается аят и этот аят находиться в длиной суре между другими аятами и как эти книги исправлять? Писать на полях? Как будут выглядеть мусхаф? Или предположим ниспосылается аят и аннулирует другой аят упраздняет его аят вычеркивать зачёркивать или писать ? ниспосылался Коран и было препятствие. Когда умер
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям) и
Умар занялся собиранием Корана в единый список и закончился при
Усмане И по этому понимаем каким великим завещанием имама
Ахмада является!
То есть его завещание, его слова держаться за сунну, держаться за хадисы, слова «Я не знаю такого времени, чтобы люди так сильно нуждались бы в изучении хадисов, как сегодня». Люди спросили: «Почему?» Он ответил: «Потому что появилась ересь»
И ересь бида Во всём! В ахляке, поведении, в манхадже. Тем более что говорить о бидатах в акыде?! Вопрос имамата или вопрос приказывания одобряемого и удержания от порицаемого. У мутазилитов, такой есть пункт, из 5 как мы знаем, приказ одобряемого и удержания от порицаемого. Красивые слова! Но смысл?
Что под ними они подразумевают? Свержения правителя, который совершает грехи. Или вопросы ереси в подчинения правителя или в вопрос в запрещении выхода против правителя мусульман и многие люди противопоставляют и даже эти люди праведные, это не какие то нечестивцы, а противопоставляют свое мнение сунне во многом из за невежества относительно хадиса и не знания сунны
Пророка (алейхи ссаляту уа саллям). Как сильно нуждаются люди в сунне.
Там где нет сунны приходит бида, там где нет знаний сунны и где люди не работают для распространения сунны, там обязательно будут расцветать бида. Слова Имама
Ахмада «И тот, у кого нет знания Сунны (хадисов), тот попадет в ересь».