Можно ли замуж без разрешения отца?

imam
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение imam »

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Его посланнику.

А затем: Скажу, а Аллах наделяет успехом.

В наши дни, возникает много вопросов, по теме замужества девушки без разрешения отца.

Тема насущная и проблемная и мне хотелось бы пояснить этот вопрос и указать на то, как регулирует этот вопрос Шариат.

1- Наличие опекуна является столпом в браке

Пишет Такъия-дин аль-Хесни аш-Шафии (752-829 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Кифаят аль-ахъяр» 2\66: » «Вали» (опекун), является одним из столпов (арканов) брачного процесса, который не будет считаться правильным, кроме как с ним. Доказательство на это Слова Аллаха:

فَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ أَن يَنكِحْنَ أَزْوَاجَهُنَّ

«не препятствуйте им выходить замуж за своих прежних мужей…». Коран 2: 232.

… И если бы женщине самой было дозволено заключать брак, то не пришло бы это порицание препятствовать им…

А так же хадис: «Если какая-нибудь женщина выйдет замуж без разрешения ее опекуна, то ее брак будет не действительным» [1]. Приводит Абу Давуд, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, сказавший, что хадис хороший». Конец цитаты.

2- Кто имеет наибольшее право на опекунство девушки?

Пишет Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали (541-620 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мугъний» 9\355: «Глава: Сказал: «Наибольшее право на опеку в выдаче замуж свободной женщины, имеет её отец». … Свободная женщина, наибольшее право на выдачу ее замуж, имеет её отец. Никто наряду с ним не имеет этого права (!). Это же сказал Имам аш-Шафии, это так же распространено от Абу Ханифы… Нашим доводом является то, что ребенок всецело принадлежит отцу. Сказал Аллах: «Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахью». Коран 21:90. Говорил Закарья: «Господи! Одари меня прекрасным потомством». Коран 3: 37. Говорил Ибрагим: «Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака». Коран 14:39. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты и твое имущество принадлежите отцу»… А так же потому что, отец более полноценен своей оценкой (взглядом) и переживанием (сострадательностью к дочери). Посему обязательно следует его предпочтение перед другими». Конец цитаты.

В случае отсутствия отца, право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии. Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери, затем братья по отцу, затем родные дяди по отцу, затем сыновья родных дядей по отцу, и только в последнюю очередь правитель. [2]

3- Является ли «адаля» (праведность) условием для опекунства в выдаче замуж?

Как указывают Ученые, более правильное мнение, это то, что «адаля», не является условием приемлемости опекуна, на это указали так же и ряд Шафиитских ученых, хоть в мазхабе и прописано, что это является условием.

Пишет Такъия-дин аль-Хесни аш-Шафии (752-829 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Кифаят аль-ахъяр» 2\70: «Знай, что ар-Рафии сказал: «Большинство поздних ученых дали фатву что «фасикъ» (грешник) считается опекуном. Это было мнением ар-Раувяни»”. Конец цитаты.

Как пишет Шейх Умар ибн Къарахдагъи аш-Шафии (умер в 1355 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Ихтиляф аль-Ашьях фи фикъх аш-Шафии»\»Разногласие Шейхов Шафиитского мазхаба», стр. 263: «Слова Ибн Хаджара аль-Хайтами в книге «Тухфа» указывают на то, что его выбор пал, на правомочность опекунства «фасикъа» (грешника). Это так же мнение аль-Гъазали, Имам ан-Навави считал его хорошим мнением в книге «Роудза», такую фатву давал Ибн ас-Салях и аль-Азраи. Это мнение считал сильным ас-Субки, и его так же выбрала группа других ученных». Конец цитаты.

Спросили Имама Иззуд-дина ибн Абду-Салама аш-Шафии (578-660 г.), да смилуется над ним Аллах.

Вопрос: “Считается ли действительным попечительство («виляйя») грешника («фасикъа») или нет? Если таковой, опираясь на свое право попечительства, выдал замуж свою подопечную, считается ли подобный брак действительным или нет»?

Ответ: «Более правильное мнение здесь, это то, что грешность (нечестие) – «фискъ», не воспрещает право попечительства в браке, потому что праведность (справедливость) – «адаля», было установлено условием в попечительстве, для побуждения попечителей действовать в пользу попечительства (виляйят) и отстранения от этого вреда. Естественное чувство[3] попечителя, побуждает его к приобретению блага в браке и ограждения какого-либо срама (стыда) от самого себя от своей подопечной. Таким образом, естественный стимул сильнее, чем стимул шариатский[4]“. См. «Китаб аль-Фатава» стр. 44.

Сказал Шейх Саийд Сабик, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Фикъх ас-Сунна» 2\185: «Не является праведность – «адаля», условием в попечительстве, т.к. грешность (нечестие), не лишает правоспособность на выдачу замуж, кроме случая, когда нечестие переходит границы полной безнравственности. В этом случае попечителю не доверяется то, что находится под его опекой, и он лишается своего права на попечительство». Конец цитаты.

Доказательная база:

Передается что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах сказал: “Нет брака, кроме как с сознательным (“муршид”) опекуном и праведными (“адль”) двумя свидетелями”. Приводит ад-Даракъутни и аль-Байхакъи. Хадис достоверен как слова Ибн Аббаса, но как слова от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он слабый, как сказали аль-Байхакъи и ад-Даракъутни.

Так же есть передача: “Нет брака, кроме как с сознательным (“муршид”) опекуном и двумя праведными свидетелями. Если какую то девушку выдал замуж опекун который ей ненавистен (которым она не довольна), то ее брак недействителен”. Приводит аль-Байхакъи. Хадис “маувкъуф” от Ибн Аббаса.

Так же есть передача: “Нет брака, кроме как с опекуном или правителем. Если ее выдал замуж несознательный (сафих) или тот, кто ей ненавистен, то ее брак недействителен”. Приводит аль-Байхакъи.

В хадисе явно идет разграничение между условием праведности “адаля” в свидетелях, и условием сознательности у опекуна. Если от свидетелей требуется, чтоб они были праведными, то от опекуна требуется быть сознательным (муршид). “Рушд” у Факихов (правоведов),- это противоположное бессознательности. Другая передача как раз ясно на это указывает: “Если ее выдал замуж несознательный (сафих) … то ее брак недействителен”.

В хадисе речь идет о “рушде”- сознательности, как о некотором качестве у опекуна, которое говорит о том, что он осознает, в чем есть польза для брака его подопечной.

Некоторые аргументы на то что “адаля” не является условием в опеке:

1) Общее указание в Словах Аллаха: “Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь”. Коран 24:32. В них обращение к опекунам, без разграничения между праведными и грешными.

2) Грешность, не воспрещало право выдавать замуж в преимущественные века. (Во время сподвижников и табиинов). Это как “Иджма” приводит Имам аль-Касани в своей книге “Бадаи ас-Санаи”.

3) Потому что причина опекунства,- это родство, а условие её это рассудительный взгляд. Грешный родственник может быть рассудителен, и его грешность не устраняет его рассудительность и не устраняет его мотивацию к этому, родственную заботу и беспокойство. Поэтому ученые говорили: “Естественный стимул сильнее, чем стимул шариатский“.

4) Основа в договорах опекунов,- действительность, пока не придет доказательство на обратное.

5) Крайняя необходимость на передачу прав на опекунство в выдаче замуж женщин, их опекунам даже если они грешны. Т.к. в запрете на это, сложность и трудность для людей, и это влечет за собой еще более опасный вред и споры (разбирательства). По причине упорства и твердости грешников-опекунов женщин, не желавших отступать от своего права в выдаче замуж своих женщин (сестер, дочерей, племянниц, внучек), многие шафииты были вынуждены давать фатвы о состоятельности опекунства грешника, идя вразрез с распространенным в мазхабе мнением. Это из-за необходимости и из-за распространения грехов среди людей.

6) В основном, грешники как бы они не грешили сами, они все равно очень щепетильны в подходе и рассудительности в вопросах замужества женщин находящихся под их опекой, т.к. в них инстинктивно заложено то, чтоб уберечь их и себя от вреда и стыда. Поэтому мы часто наблюдаем, что даже если отец грешит, но свою целомудренную дочь всегда хочет отдать в хорошую семью, за подходящего его дочери, порядочного парня[5].

4- Брак без разрешения опекуна

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя[6] (умер в 652 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мухаррар» 2\153: «Брак женщины без довольства ее опекуна и её собственного согласия, будет не действительным». Конец цитаты.

Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мугъний» 9\378: «Глава: Сказал: «Если ее выдал замуж кто-то (из опекунов), а другой имел большее право чем он, и он при этом является «хадзир»- присутствующим [7] и он не препятствовал ей, то такой брак не действительный». Этот вопрос охватывает три положения. Одно из них это то, что если её выдал замуж «дальний опекун» в то время как, более «близкий опекун» являлся присутствующим [8], и она согласилась выйти замуж, не спросив его [9], то этот брак не действительный. Это так же является мнением аш-Шафии». Конец цитаты.

5- Препятствие отца (опекуна) на замужество дочери.

Что такое «аль-Адзль» (препятствие)? Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «аль-Мугъний» 9\383: «Смысл «аль-Адзль» (препятствие)- это запрет женщине на брак с равным («куфун») для неё, если они оба желают пожениться». Конец цитаты.

Что такое «аль-Кафаа» (равность) в браке?

Это означает то, чтоб муж был равным своей супруге в определенных описаниях, по поводу которых есть различные мнения и взгляды Ученых Факъихов. Ученые к этому относили очень разные положения, в зависимости от их понимания хадисов и «урфа»- традиции, особенностей мест, где они жили.

К «аль-Кафаа» относили: равенство в происхождении, равенство в богатстве, равенство в положении в обществе, в работе (профессии), в физиологических особенностях (врожденные и не врожденные изъяны) и т.д.

Многие ученые считали «аль-Кафаа» условием в браке и в случае игнорирования этого, объявляли брак не действительным.

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя (умер в 652 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мухаррар» 2\157: «Не будет действительным брак, если целомудренную девушку выдать замуж за грешника, или если свободную девушку выдать за раба, или богатую за бедного, или дочь торговца выдать за парня зарабатывающего делая «хиджаму», или дочь хозяина недвижимости за простого ткача, или арабку за не араба. Арабы являются равными друг другу, а остальные народы равны между собой.…Къурейшитка не выдается замуж за не къурейшита, так же как хашимитка за не хашимита…». Конец цитаты.

Пишет Шейх АбдуЛлах ибн Абдул-Азиз аль-Джибрин, да сохранит его Аллах, в своих комментариях к книге Ибн Къудамы «Умда аль-Фикъх» 2\1270: «- Опекун девушки не имеет права выдавать ее за того, кто не равен ей – Т.е. в происхождении, свободе, богатстве, занятии (профессии). Так как передается от Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я запрещу браки обладателей происхождения (знатности, достоинств), кроме как на равных для них» [10].

Однако некоторые ученые считают, что равенство в происхождении, свободе и богатстве, не считаются условием брака. Таким образом, если девушка довольна своим будущим супругом, и им доволен ее ближайший опекун, то такой брак будет действительным, даже если её супруг не равен ей в происхождении, богатстве…». Конец цитаты.

Более верным является мнение что «аль-Кафаа», не считается условием в браке, т.е. если брак состоялся с учетом всех положенных Шариатом условий, но оказалось, что парень и девушка не равны между собой [11], то брак будет считаться действительным, кроме условия равности в Религии и нраве [12].

Сказал Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах: «Верным является что она – аль-кафаа- не является условием в браке, а то, что приводится в доказательства на это, является лишь указанием на необходимость её учета в общем, но не как условие». См. «аль-Мугъний» 9\389.

Однако, право родителя и право дочери, – это рассматривать и учитывать положение и достоинства будущего жениха и принимать решение на основе этого. Например, если отец желает выдать свою дочь за того, кто по её мнению не равен, не подходит ей и не достоин ее, то отец не вправе ее заставлять. Таким же образом если даже дочь, желает выйти замуж за кого-то, но её отец понимает, что претендент не равен ей и не достоин её, то он имеет право не дать свое разрешение на этот брак и рассмотреть других претендентов.

Сказал Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах: «Однако если она (дочь) требует выдать её замуж за того, кто не равен ей, то он (опекун) может ей запретить, и он не будет считаться препятствующим браку». См. «аль-Мугъний» 9\384.

Как пишет Имам аль-Амрани аш-Шафии (умер в 558 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Байян фи мазхаб аш-Шафии» 9\194: «Сказал Абу Хамид: «Опекуны, чье мнение учитывается при замужестве девушки, за того кто ей не подходит (не равен), это тот опекун, который является таковым для брачного процесса в определенное для него время. А те, к кому эта опека может переходить, их мнение не рассматривается.

Если девушка просит своих опекунов выдать ее за того, кто ей не подходит (не равен), а они не позволяют это, то их нельзя заставлять и правитель не замещает их в этом случае». Конец цитаты.

Сказал Имам ан-Навави аш-Шафии (умер в 676 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Минхадж ат-толибин ва умдат аль-муфтиин» стр. 207: «Препятствие считается в том случае, если совершеннолетняя и разумная девушка, попросит выдать ее за равного ей, но (опекун) запрещает ей. А если она укажет на равного ей, но отец желает выдать её за другого, то он имеет на это право,- это более правильно». Конец цитаты.

Шейха Мухаммад-Солиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, спросила девушка, у которой нет отца, а её братья не разрешают ей выйти замуж за равного ей парня, который являлся гражданином другой страны. Шейх, поясняя ответ, указал на следующее: «… Однако как я понял из вопроса, ваши братья не запрещают вам выйти замуж за другого равного вам парня. Поэтому вам не следует спешить. Аллах приведет к вам того, кем вы будете довольны, в его религии и нраве, и им будут довольны ваши братья. Ваши братья вполне могут иметь оправдание на запрет замужества на этом парне, т.к. он не с вашей страны, и реальные обстоятельства показали, что подобные браки, очень часто влекут за собой многие проблемы». Вопрос номер 91533. так же предлагаю почитать фатву 98354

Отец имеет право не дать разрешение на замужество дочери, если даже претендент мусульманин и на первый взгляд хорошего нрава, но по его мнению не подходит ей: либо из-за того что, парень другой национальности [13], традиции и культурной принадлежности, либо из-за того, что парень имеет некоторые физиологические недостатки, генетические заболевания, либо даже простые болезни как гепатит, туберкулез и т.п., либо из-за того, что парень не имеет нормальной работы, а его дочь привыкла жить в достатке и недостаток может отразиться на её вере и послушании будущему мужу, либо работа парня опасная, он может подвергнуть опасности свою и её жизнь и здоровье. В этих и многих других случаях, отец имеет полное право отказать претенденту. Однако если к этому отцу подойдет парень, который, по его мнению, подходит его дочери с учетом предыдущих моментов, то он даст свое разрешение. Такой отец ни в коем случае, не считается «несправедливо препятствующим» дочери выйти замуж, и которого можно по решению Шариатского суда, лишать права опекунства.

Например: К вашей дочери сватается молодой сотрудник исламских правоохранительных органов[14] – «шурта», в то время как в вашем Исламском государстве происходят смуты и убийства, разгул преступности и очень часто убивают именно таких сотрудников. Ваша дочь хотела бы выйти замуж, и она согласна выйти за этого парня, который, скажем, ей очень симпатичен, но учитывая все обстоятельства и положение в которое может попасть ваша дочь: остаться вдовой, быть убитой вместе с мужем, остаться инвалидом и т.д. Учитывая, что такие случаи происходят часто, вы не желаете выдавать замуж вашу дочь за этого парня, и вы имеете на это полное право. Однако если к вашей дочери посватается парень работа и занятия, которого не связаны с опасностью, вы с удовольствием выдадите за него замуж свою дочь. Но, прав ли будет этот парень, если он не посчитавшись с вами, увезет вашу дочь и без вашего ведома в кругу своих коллег и единомышленников, не обращаясь к официальным структурам Шариатской судебной системы, без обсуждения в суде ваших аргументов, лишит вас права на опекунство дочери и возьмет ее замуж? Конечно, он будет не прав!

Именно на это и указывают слова Шейха Сайида Сабика, да смилуется над ним Аллах, в книге «Фикъ ас-Сунна»: «Но если препятствие опекуна на замужество своей подопечной, вызвано уважительной причиной: как то, что сватающийся к ней не подходит для нее (не равен ей), либо «махр» предлагаемый им, меньше обычного, либо есть другой претендент более подходящий. Попечительство в таком случае остается закрепленным за отцом и не переходит ни к кому другому, т.к. он (отец) в этом случае не считается «несправедливо препятствующим замужеству»». 2\193.

6- Кому переходит право опекунства, если отец действительно является «несправедливо препятствующим» замужеству дочери?

По мнению Шафиитских ученых если отец препятствует замужеству дочери и это дело рассматривается шариатским судом, и в результате разбирательства, выясниться, что у отца нет уважительных причин и доводов, и он несправедливо препятствует замужеству дочери, то Судья лишая его опекунства сам выдает девушку замуж. Однако Ханбалитские ученые считали, что при таком вердикте суда, опекунство переходит другому опекуну девушки по отцовской линии, и только при условии, что их нет, либо все они несправедливо препятствуют браку, опекунство переходит к шариатскому судье или правителю. Сказал Ибн Къудама аль-Макдиси аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мугъний» 9\382: «Если «близкий опекун» несправедливо препятствует девушке, то опекунство переходит к более «дальнему опекуну», на это указал Имам Ахмад». Конец цитаты.

7- Кто решает вопрос лишения опекуна, его права на опеку?

Шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, задали вопрос о отце который запрещает своей дочери выходить замуж вообще. На что Шейх ответил: «…На правителях и шариатских судьях лежит обязанность взять за руку того, кто препятствует замужеству дочерей, и передать право опекунства другим опекунам…». См. “Фатава Уляма баляд аль-Харам”, стр. 1303.

В тех странах, где мусульмане живут в меньшинстве или государственный строй исключает наличие Шариатских судов, но, однако есть организации выполняющие функции разрешения бракоразводных процессов по Шариату, мусульмане должны обращаться к ним, либо к авторитетным в обществе Ученым-Факъихам (правоведам), которые могут выступить как судьи в спорных вопросах. Роль Ученых в таком положении, когда у мусульман нет Исламского правителя, является главенствующей, и именно они в этом случае являются «Аувлия аль-Умур» (руководителями для мусульман).

Как писал Имам аль-Харамейн аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 478 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге посвященной Шариатской политике под названием «Гъияс аль-Умам»: «Если наступят времена, когда не будет Имама и не будет правителя, обладающего отвагой, необходимыми достоинствами, и знанием своего дела, то его дела переходят к Ученым и все люди какого бы сословия они не были, должны возвращаться к ним, и во всех вопросах отталкиваться от их мнения, и если они последуют этому, то пойдут по верному пути. Ученые этой местности становятся правителями рабов Аллаха». Стр. 391.

И нет ничего плохого, если мусульмане обращаются за разрешением этих проблем в официальные шариатские органы, не в Исламских странах.

Как пишет Имам Иззуд-дин ибн Абдус-Салам аш-Шафии (умер в 660 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Къауваид аль-Ахкам» 1\121: «Если неверующие захватили большую территорию (где живут мусульмане) и назначили (шариатских) судей, которые будут заботиться об общих пользах мусульман. То как я считаю, следует исполнять это все, привлекая (осуществляя) общую пользу и устраняя полный вред. Так как далеко от Милости Законодателя (Аллаха) и Его заботы о общих пользах Своих рабов, чтоб упускалась эта польза и было бы необходимо терпеть полный вред». Конец цитаты.

В этих семи пунктах я постарался показать, как в Шариате регулируется вопрос опекунства и замужества. Я не ставлю целью, оградить какую-то отдельную категорию лиц, от права жениться на девушках, однако я указываю на то, как Шариат защищает права опекуна и его подопечной и что никто без уважительной Шариатом причины не смеет эти права нарушать. А так же посчитал нужным указать, что в случае отсутствия Исламского правителя и Шариатских судов, именно Ученые будут являться «Ахль аль-Халль ва аль-Акъд» [15] и «Аувлия аль-Умур» для мусульман.

А Аллаху об этом ведомо лучше. Хвала Ему бесконечная. Мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

Абу Абдурахман ад-Дагистани

6 число месяца Джумад сани 1431 г. (20 мая 2010 г.) эр-Рияд КСА.

[1] Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Ма’ин, имам Абу ‘Ауана, имам Ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. См. «аль-Ируа» 1840.

[2] См. «аль-Икъна» Имама ащ-Щербини аш-Шафии 2\234.

[3] Отцовство, братство и родство по отцовской линии.

[4] Т.е. забота отца или брата о замужестве и будущей судьбе своей дочери или сестры, стимулирует его к более тщательному подходу к её замужеству, чем забота того, кому дано право попечительства Шариатом (правитель, судья), но он не связан с подопечной, родственной связью. Пояснение переводчика.

[5] В сокращении по материалам научной диссертации доктора Аувада аль-Ауфи на тему “Опекунство в браке”. Защита диссертации прошла в Мединском Исламском Университете в 1403 году.

[6] Выдающийся Имам в Ханбалитском мазхабе, Маджду-дид, Абу аль-Баракат, Абдус-Салам ибн АбдуЛлах ибн аль-Хидр ибн Теймийя. Дед шейха аль-Ислама Ахмада ибн Абдул-Халима ибн Абду-Салама ибн Теймийи.

[7] Т.е. не отсутствует в этой местности и до него можно дойти, дозвониться, оповестить его об этом.

[8] Т.е. если девушка вышла замуж и при этом ее опекуном на брачном процессе был ее родной дядя по отцу, с которым она советовалась и получила его одобрение, но при этом ее родной отец был жив и с ним можно было связаться и взять разрешение, но никто этого не сделал, то такой брак не действительный.

[9] Более близкого опекуна.

[10] Приводит Ибн Абу Шейба 4\417: ад-Даракъутни 3782, с достоверным иснадом от Ибрагима ибн Мухаммада ибн Тальхи, «мурсалян». Однако его слова сильны как указывал Имам Ахмад, и передается Ибн Раджабом в книге «Иляль»1\552.

[11] Имеется ввиду не равны, в социальном положении, уровне достатка, профессии.

[12] Т.е. оба должны быть мусульманами, и оба должны быть праведными. Запрещено выдавать мусульманку за не мусульманина, и запрещено выдавать праведную девушку за грешника, такой брак будет не действительным.

[13] Допустим, вы дагестанец, а к вашей дочери сватается парень-мусульманин из Нигерии или парень-мусульманин из Вьетнама. Из-за большой разницы в традициях и менталитете, велика вероятность, что такой брачный союз может не сложиться и ваша дочь в скором будущем будет разведена, что в дальнейшем намного осложнит её положение.

[14] “Исламская, шариатская милиция”, если можно так выразиться. Мили́ция (от лат. militia — «войско»).

[15] Ими являются Ученые и другие авторитеты из мусульман, имеющие влияние в обществе. Сказал Имам ан-Навави аш-Шафии: «Имама (правление) становиться действительной после присяги. Верной присягой является присяга «Ахль аль-Халль ва аль-Акъд» из Ученых, авторитетов и глав». См. Минхадж ат-Толибин.
АбдУрРаhман
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 11:36

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение АбдУрРаhман »

Сказал Маджду-дин Ибн Теймийя (умер в 652 г.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аль-Мухаррар» 2\157: «Не будет действительным брак, если целомудренную девушку выдать замуж за грешника, или если свободную девушку выдать за раба, или богатую за бедного, или дочь торговца выдать за парня зарабатывающего делая «хиджаму», или дочь хозяина недвижимости за простого ткача, или арабку за не араба. Арабы являются равными друг другу, а остальные народы равны между собой.…Къурейшитка не выдается замуж за не къурейшита, так же как хашимитка за не хашимита…». Конец цитаты
1. Пророк, да благословит его аллах и да приветствует, сказал: Нет разницы между арабом и неарабом.
2. В настоящее время арабы - это совокупность людей, использующих арабский в качестве родного языка. Предки многих нынешних арабов не были арабами.
3. Кто такой Мадждуддин ибн Теймийя?
Расизм какой-то, или я чего-то недопонимаю...
17Azik06
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:27

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение 17Azik06 »

Однако некоторые ученые считают, что равенство в происхождении, свободе и богатстве, не считаются условием брака. Таким образом, если девушка довольна своим будущим супругом, и им доволен ее ближайший опекун, то такой брак будет действительным, даже если её супруг не равен ей в происхождении, богатстве…». Конец цитаты.
-перечислите имена этих ученых пожалуйста
Как указывают Ученые, более правильное мнение, это то, что «адаля», не является условием приемлемости опекуна, на это указали так же и ряд Шафиитских ученых, хоть в мазхабе и прописано, что это является условием.
-опять же хотелось бы увидеть имена ученых,хотя бы нескольких
Что делать если опекун является из числа говорящих"верю в сердце и этого достаточно",переходит ли его право на опекунство другому?Если он против того чтобы дочь,племяница или внучка не выходила замуж по той причине что муж является мусульманином,как поступать в этом случае?
если нет отца,а родных братьев у отца было четверо,кто из них является опекуном?и является ли обязательным присутствие опекуна при заключении никяха.Что если опекуны живы,но находятся далеко от своей "подопечной"
В случае отсутствия отца, право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии. Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери, затем братья по отцу, затем родные дяди по отцу, затем сыновья родных дядей по отцу, и только в последнюю очередь правитель. [2]
-немного не понял этот момент,в чем различие между ними?
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Муслим »

17Azik06 писал(а):-немного не понял этот момент,в чем различие между ними?
Скорее всего это
17Azik06 писал(а):братья по отцу и матери
это братья от одного отца и от одной матери.
17Azik06 писал(а):затем братья по отцу
это братья от одного отца, но матери разные.
17Azik06
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:27

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение 17Azik06 »

джазак Аллаху джаннат,ахый.теперь понял))
теперь бы услышать на остальные части ответ,очень срочно надо((
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас-саляму 'аляйкум.
Часто возникает такая ситуация, что родители девушки не совершают намаз, но считают себя мусульманами и при этом они препятствуют своей дочери выходить замуж за того, кто выполняет свои религиозные обязанности именно по причине того, что этот молодой человек является соблюдающим мусульманином. И тогда молодые люди делают никях в обход отцу. Является ли данная ситуация правильной причиной для лишения отца права опекуна и являются ли подобные браки действительными?
Это очень и очень распространённая ситуация. Не могли бы братья её разъяснить?
Aziz
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:16

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Aziz »

Sulayman писал(а):Ас-саляму 'аляйкум.
Уа Алейкума ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Sulayman писал(а):Часто возникает такая ситуация, что родители девушки не совершают намаз, но считают себя мусульманами и при этом они препятствуют своей дочери выходить замуж за того, кто выполняет свои религиозные обязанности именно по причине того, что этот молодой человек является соблюдающим мусульманином. И тогда молодые люди делают никях в обход отцу. Является ли данная ситуация правильной причиной для лишения отца права опекуна и являются ли подобные браки действительными?
Это очень и очень распространённая ситуация. Не могли бы братья её разъяснить?
Поддерживаю вопрос брата нашего Сулеймана. Сейчас это очень часто встречается и часто задают такой вопрос. Инша Аллах может кто из братьев найдёт слова учёных.

Джазак Аллаху хайран.
Azamat
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 20:01

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Azamat »

ассалам алйкум братья и сестры!
Это слова великого ученого и признанного факиха! Кто их послушает не останется равнодушным, если только не пожелает этого Аллах и не лишит его этого. Но вместе с тем я боюсь что это может открыть двери для тех, кто следуя на поводу своих страстей, начнет заключать браки втайне от родителей и родственников девушки, а затем когда она забеременеет, то просто разведется с ней и оставит ее без средств и поддержки. Нужно учитывать то, что шейх Усеймин говорит эти слова в государстве, где скрыть их совместное проживание практически невозможно, и даже если девушка выходит замуж без разрешения отца, то все равно он и его родственники в курсе того что она вышла замуж и общество знает про это, на что указывают сами его слова, что это может стать поводом для остальных родителей не упорствовать в отказе выдавать замуж своих дочерей. Чего не скажешь о тех, которые выходят замуж втайне от родителей и родственников.
Опасность удерживать от замужества свою дочь в том обществе, где распространен разврат и искушения, и возможность с легкостью совершить прелюбодеяние, может иметь последствия намного страшнее чем то, что здесь на форуме как-то назвалось "санта-барбарой" имея в виду множество браков и разводов среди мусульман. И в то же время сестры должны знать, что в той стране где живут они, некому будет защитить и отстоять их права. И если пойдя на поводу своих чувств и наперекор родителям, впоследствии обожгутся, то пусть не винят потом никого кроме себя.

Поэтому если посчитаете эти слова полезными и уместными, то пропустите и уже кто-нибудь переведет их.
Также вы их можете прослушать в : الشرح الممتع على زاد المستقنع Китаб никах, кассета 3 с 21-ой минуты.

قوله: «فإن عضل الأقرب» قال المؤلف هذا اللفظ «عضل» لأنه المطابق لما في القرآن {فَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ أَنْ يَنْكِحْنَ أَزْوَاجَهُنَّ} [البقرة: 232] ، و«عضل» بمعنى منع، أي: إذا منع كفؤاً رضيته، يعني رجلاً كفؤاً في دينه، وفي خُلُقه، وفي ماله، خطب هذه المرأة من أبيها، أو من أخيها، ورضيت المرأة به فمنعها، يقول المؤلف: «زوج الأبعد» فيزوجها أخوها، أو عمها أو ابن أخيها مثلاً؛ وذلك لأنه ليس له الحق في المنع، فهو ولي يجب عليه أن يفعل ما هو الأصلح لموليته، فإذا لم يفعل انتقل الحق إلى غيره
ولكن المشكلة أن الناس لا يجرؤون على هذه المسألة، فتجد الأب يمتنع من تزويج ابنته؛ لأن الخاطب لم يعطه ما
يرضيه من المهر، فهو عاضل، فلو قلنا لأخيها أو لعمها: زوجها، قال: لا أقدر أن أتعدى الأب، ففي هذه الحال إذا أبى الأقرب، نذهب إلى الأبعد منه، فإذا أبى كل العصبة، وقالوا: ما نقدر، نخشى أن تكون فتنة، فيجب على القاضي أن يزوجها، ولو أن الناس استعملوا هذا ـ وهو شرعي ليس منكراً ـ لانكفَّ كثير من الشر من هؤلاء الآباء، الذين يعضلون ويبيعون بناتهم بيعاً صريحاً.
فالحاصل: أن مشكلتنا أنه لا أحد من الأقارب يجرؤ أن يزوجها، وأبوها أو أخوها موجود، وهذا غلط، ويعتبر ظلماً لهذه المسكينة، وفي هذه الحال لو أن أباها أبى، وكل العصبة، وكذلك القاضي صار جباناً، فحينئذٍ نقول بالقول الثاني، وهو مذهب أبي حنيفة ـ وهو مذهب قائم من مذاهب المسلمين ـ تزوِّج نفسها، وينتهي الإشكال، مع أن هذا سيكون أندر من الكبريت الأحمر، ولا يمكن، لكن لو أنه فعل لانكف الناس عن هذا التحكم في بناتهم، ولقد ذكر لنا بعض الناس منذ أكثر من خمس عشرة سنة أن فتاة حضرها الموت، وقد تجاوزت العشرين من عمرها، وكانت تخطب كثيراً، ومرغوبة عند الناس، وأبوها يأبى، وفي سياق الموت قالت للنساء الحاضرات: بلغوا أبي السلام، وقولوا له: إن بيني وبينه موقفاً يوم القيامة بين يدي الله ـ عزّ وجل ـ حيث منعني أن أتزوج، فهذه كلمة عظيمة في سياق الاحتضار، تتوعد أباها بالوقوف بين يدي الله ـ عزّ وجل، نسأل الله العافية ـ مسألة كبيرة عظيمة، وسبحان الله!! الرجل يعرف من نفسه أنه
يريد هذه اللذة، هذه الشهوة، ثم يمنع الشابة التي تريدها مثل ما يريد أو أكثر، فبعض الشابات لولا الحياء والخوف من الله لحصل منهن مفاسد كثيرة، فكيف يمنعها؟! كيف يشبع من الخبز واللحم، ويدع ابنته أو أخته تموت جوعاً؟! فجوع الشهوة الجنسية قد يكون أشد من جوع الشهوة البطنية، وكلتاهما أمران ضروريان للإنسان
.
فلهذا يجب على طلبة العلم أن يحذروا من عضل الأولياء، وأن يبينوا للناس أن العاضل لا كرامة له، بل قال العلماء: إذا تكرر عضله فإنه يصبح فاسقاً لا تقبل شهادته، ولا ولايته، ولا أي عمل تشترط فيه العدالة، فإن ذهب طلبة العلم لنشر مثل هذه المعلومات بين الناس، فإن الناس قد يستنكرونها لأول مرة، ويقول الأخ: كيف أزوج وأبي موجود؟! لكن إذا تكرر ذلك ثم صار هناك أخ شجاع وزوَّج مع وجود أبيه الذي عضل، تتابع الناس، فالناس يحتاجون إلى فتح الباب فقط، وإلا فالمسألة متأزمة، يتقدم للمرأة عدة رجال يبلغون إلى ثلاثين رجلاً، ومع ذلك يمنع لسبب شخصي بينه وبين الخاطب، أو حسداً لابنته، كيف يخطبها مثل هذا الرجل الفاضل؟! أو تكون البنت موظفة يأخذ راتبها، وإذا قالت: يا أبي أعطني راتبي، قال: أنت ومالكِ لأبيك!!
فإن كان هناك سبب شرعي اقتضى أن يمتنع فإنه لا يزوج الأبعد، مثال ذلك: امرأة خطبها رجل معروف بنقص الدين، والمجتمع كله أو غالبه أحسن منه ـ وإنما قلت: المجتمع كله أو غالبه، لئلا يرد علينا أنه لو كان مستوى المجتمع بهذه المثابة ـ أي: على مستوى الخاطب ـ فهنا نقول: يزوج ما دام لم يكفر، فلو فرضنا أن عامة المجتمع يشرب الدخان، أو عامة المجتمع يحلق اللحية، فهل يَرُدُّ هذا، ونحن لا ندري متى يأتينا شخص غير حالق لحيته، وغير شارب للدخان؟
الجواب: لا يرده؛ لقوله تعالى: {فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ} [التغابن: 16] ، وكما أننا إذا لم نجد حاكماً إلا فاسقاً فإننا نولي الأمثل فالأمثل من الفاسقين، كذلك هنا، لكن لو كان هذا الرجل يأتي بمعصية نادرة في المجتمع، ثم إن الأقرب قال: لا أزوج هذا الرجل، فله الحق في المنع، وليس لأحد أن يزوج إذا رفض الأقرب.

وقوله: «وإن زوج الأبعدُ أو أجنبيٌ من غير عذرٍ لم يصح» يعني والأقرب موجود وأهل للولاية، فإن النكاح لا يصح؛ لأن قول الرسول صلّى الله عليه وسلّم: «إلا بولي (2) » وصف مشتق من الولاية، فيقتضي أن يكون الأحق الأولى فالأولى، وسبق لنا أن كل حكم علق على وصف فإنه يقوى الحكم بقوة هذا الوصف فيه، فما دام أنه علق الحكم بالولاية فمن كان أولى فهو أحق، ولا حق لمن وراءه
مع وجوده وهو أهل، فهذه امرأة لها عم ولها ابن عم فزوجها ابن عمها مع وجود عمها في البلد فلا يصح النكاح، أو زوجها القاضي لا يصح، ولو زوجها جارها لا يصح من باب أولى، وإذا كان وليها القريب ـ والعياذ بالله ـ لا يصلي، فزوجها البعيد فإنه يصح؛ لأن القريب ليس أهلاً للولاية، فالذي لا يصلي لا ولاية له؛ لأنه كافر، والعياذ بالله.
وإذا كان حالق لحية فزوج الأبعد، فعلى المذهب لا يصح التزويج؛ لأن هذا فاسق فسقاً ظاهراً، وإذا كان الولي الأقرب يشرب الدخان، لكن يشربه خفية، فزوج الأبعد، فلا يصح حتى على المذهب؛ وذلك لأنهم يشترطون العدالة ظاهراً، فالذي لا يجاهر بالفسق ولايته ثابتة؛ لأنه عدل ظاهراً.
[/arabic]
Lezgi
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 сен 2008, 18:14

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Lezgi »

Ассаламу Алейкум.

На такой вопрос ответьте пожалуйста:
Действетелен ли брак без согласия девушки? Если отец не спрашивая выдает, а она против. Если есть слова ученых приведите пожалуйста, что они говорят на этот счет, особенно ученые шафииты.
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
Абу Абдульхади
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 15:36

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Абу Абдульхади »

Lezgi писал(а):Ассаламу Алейкум.

На такой вопрос ответьте пожалуйста:
Действетелен ли брак без согласия девушки? Если отец не спрашивая выдает, а она против. Если есть слова ученых приведите пожалуйста, что они говорят на этот счет, особенно ученые шафииты.
БаракаЛлаху фикум.
Уа ъалейкумуассалям уа рохматуллахи уа баракятуху!
На этот вопрос можешь найти в лекции Арсена Абу Яхъи "Книга "Никяха""! Там можно найти ответы на многие вопросы иншаАЛЛАХ!!!
Уа фикум баракаЛлаху!
rashid_tsoy
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 21 окт 2010, 22:03

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение rashid_tsoy »

ас Саляму алейкум ва ррахматуЛЛАГЬИ ва баракатугь.у меня иншаАЛЛАГЬ следующий вопрос. допустим парень посватался к девушке,девушка согласна,а родители девушки против,из за того что он другой нации, или не достаточно состоятелен,так как хотелось бы им.а родители девушки мусульмане,которые даже намаз не совершают.может ли девушка выйти замуж без разрешения родителей,?и что если так же против родители жениха,чтоб он женился на ней,может ли парень жениться на ней,в то время как и родители жениха являются мусульманами но которые не совершают ни молитву ни другое,а как раз наоборот против того чтобы парень углублялся в религию.джазакАЛЛАХУ хайран
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Azamat писал(а):Поэтому если посчитаете эти слова полезными и уместными, то пропустите и уже кто-нибудь переведет их.

Уместно брат, однако если бы был перевод, то пользы больше будет, инша Аллах.
Переведи если не трудно.

rashid_tsoy писал(а):допустим парень посватался к девушке,девушка согласна,а родители девушки против,из за того что он другой нации, или не достаточно состоятелен,так как хотелось бы им.а родители девушки мусульмане,которые даже намаз не совершают.может ли девушка выйти замуж без разрешения родителей,?

То, что они не совершают намаз, это куфр, но вот о том, выводит он из Ислама или нет, в этом ихтиляф, и об этом говорилось тут много.
Что касается замуж без уали, тоже. Ей нельзя выходить замуж без уали.
Однако уали так же не может удерживать девушку без причины, это ведет к появлению фитны.
Вот ответ шейх ибн База, рахимаху Ллах, на вопрос:
Ведущий:
Он так же спрашивает: Какой выход для этих девушек из этого затруднительного положения?
Шейх:
Выход для них из этого, а это - то чтобы они поговорили с их отцом хорошими словами и в наилучшей манере. Пусть скажут: "Для тебя известно то, что брак заключает в себя много пользы. И то, что девушка без брака в опасности, она желает быть целомудренной, желает иметь детей, и мы надеемся, что наш отец не отложит сватовство, если найдется соответствующий требованиям". В наилучшей манере, возможно, он смягчиться и возможно принесут ему пользу эти слова. А если же они не могут сделать этого или сделали но безрезультатно. То пусть так же прибегут к помощи родственников, в ком из них видят благо, как дяди их отца и тех родственников, которых он ценит и уважает. Чтобы они могли заступиться и дать ему наставление. А если же у них не получится найти тех, кто поможет им в этом, и на отца не повлияет и это. То, нет ничего плохого в том, чтобы подать жалобу в суд, к "Кодию" (шариатский судья) или к правителю, как "эмиру" или правителю области. "Эмир" или "кодый" (шариатский судья). Для того чтобы помогли сместить этого человека, но лучше начать с хорошего способа. Если они начнут разговаривать с ним в хорошей манере, может это приведет ближе к милости над ними и оставлению этой несправедливости. А если это им не под силу из-за того что они боятся его. Боятся его зла, бьет их или потому что он некого не слушает. То пусть они просят хороших родственников, я имею в виду взрослых, которых он высоко ценит и уважает, чтобы они заступились и выступили как посредники для того чтобы он оставил эту несправедливость. Если же не принесет результата ни то, ни другое, и не возможно сделать не то не другое, то нет запрета на то чтобы подать жалобу "Кодию" (шариатский судья) или к "эмиру" или им обоим для того чтобы они решили эту проблему.
http://www.binbaz.org.sa/mat/16006
Смотрите тут эту ссылку
Брат абу Идрис Динар там перевел ответы шейха, барака Ллаху фихи.
rashid_tsoy писал(а):девушка согласна

Пусть поговорит девушка сама тоже.
rashid_tsoy писал(а):так же против родители жениха

Родителей нужно слушать, но их разрешение (родителей жениха) на никах не является условием для никаха.

Просите Аллаха, возьмите причины, если не получается, то найдите другую, и она соответственно найдет другого.
Уа Ллаху а'Лям.
rashid_tsoy
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 21 окт 2010, 22:03

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение rashid_tsoy »

вот слова пророка салаЛЛАГЬУ алейхи ва Салям.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который передал ат-Тирмизи в своем “Сунане”, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: “Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, жените его. Если же вы это не сделайте, то на земле будет “фитна” и большой разврат”

Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который женился без разрешения своих господ или хозяев, является прелюбодеем». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи, причем ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным. 985

я читал что нет греха,если парень жениться на девушке, если даже родители не согласны женить его.поясните пожалуйста хадис которы я привел.тут как бы запрещают,в то время как я читал что разрешенно и не являются родители условиям никяха.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

rashid_tsoy писал(а): Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который передал ат-Тирмизи в своем “Сунане”, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: “Если к вам придет тот, чьей религией и нравом вы довольны, жените его. Если же вы это не сделайте, то на земле будет “фитна” и большой разврат”

Этот хадис не дозволяет выход замуж без согласия уали, а указывает лишь на то, что нужно проявлять милость к своим подопечным, тем, за кого отвечают опекуны, чтобы не было сложности для молодых.
Выход замуж без уали запрещен, согласно доводам из Курана и Сунны. Всевышний Аллах сказал:

فَانْكِحُوهُنَّ بِإِذْنِ أَهْلِهِنَّ
[/arabic]
«Женитесь на них с разрешения их семей»

(сура ан-Ниса, 25)
Так же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لا نكاح إلا بولي
[/arabic]
"Нет никаха кроме как с уали"
Так же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
«Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: “Любая женщина, выдавшая замуж саму себя, является прелюбодейкой!”
(хадис приводят ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227. Достоверность хадиса подтвердили имам абу Иса ат-Тирмизи, хафиз ибн аль-Къаттан, имам ибн Дакъикъуль-'Идд, хафиз bбн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Какая бы женщина ни вышла замуж без дозволения опекуна, ее брак недействителен. Ее брак недействителен. Ее брак недействителен!»
( абу Дауд 2083, ат-Тирмизи 1/209. Достоверность хадиса подтвердили имам ибн Ма’ин, имам абу ‘Ауана, имам ибн аль-Джаузи и шейх аль-Альбани. см. «аль-Ируа» 1840)

Что касаается этого хадиса:

rashid_tsoy писал(а): Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который женился без разрешения своих господ или хозяев, является прелюбодеем». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи, причем ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали хадис достоверным. 985

То он касается раба.
Уа Ллаху а'Лям.
Аватара пользователя
abuYusuf.kz
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 06 июн 2010, 22:22

Re: Можно ли замуж без разрешения отца?

Сообщение abuYusuf.kz »

Саляму алейкум уа рахматуЛлахи, брат abu zeinab , а мне показалось , что наш брат rashid_tsoy спутал родителей жениха, а не девушки. Вот можно почитать здесь, по поводу запрета родителей жениха: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=15&t=2113
Ответить