Категории людей в отношении понимания доводов Корана и Сунны

Ответить
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Категории людей в отношении понимания доводов Корана и Сунны

Сообщение abu__maryam »

Шейх Сулейман ар-Рухейли про категорию муттаби’ов

Говорит шейх Сулейман ар-Рухейли: «Третий вопрос – это категории людей в отношении законоположении (хукм) и доказательств (далиль).
Являются ли люди в отношении законоположений и доказательств только одной категории, или же они (бывают) двух категорий или трёх категорий?
Некоторые из обладателей знания сказали, что все члены из общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, являются одной категорией. Они сказали, что каждый должен брать (напрямую) из Корана и Сунны, будь он учёным, или требующим знание или же просто обычным мусульманином из числа общих масс (‘амий) в соответствии своих возможностей. Все люди одной категории, и их всех охватывают доказательства, указывающие на необходимость возвращаться к Корану и Сунне.
Некоторые из числа других обладателей знания сказали, что люди делятся на две категории: муджтахид и не муджтахид. Муджтахид – это тот, кто способен напрямую извлекать (законоположения) из доказательств, у такого есть много своих условий (установленные) обладателями знания, которые должны присутствовать в нём. Такой имеет право на проявление иджтихада, извлечения (законоположении) и рассматривание доказательств.
Вторая категория – это “не муджтахид”. Пока человек не достиг степени муджтахида, значит он простолюдин (‘амий), который обязан делать такълид. Даже некоторых учёных они отнесли к числу простолюдинов. Например, ан-Науауи из шафи’итов для них является простолюдином. В смысле простолюдином? – он обязан делать такълид, то есть он не является муджтахидом (абсолютным). Ибн Къудама из числа ханбалитов тоже простолюдин, который обязан делать такълид. Почему? Потому что он не муджтахид. Значит, пока он находится ниже степени “иджтихада”, значит он простолюдин, который обязан делать такълид. Следовательно, требующие знание также являются простолюдинами, которые обязаны делать такълид. Тем более общие массы мусульман (‘аммат аль-муслимин), они обязаны делать такълид, так как не являются муджтахидами.
Среди обладателей знания есть и те, кто сказал, что люди бывают трёх категории: муджтахид, муттаби’, и мукъаллид.
Муджтахид – это тот, в ком собраны условия иджтихада и который может самостоятельно извлекать (законоположения). Смотрит в Коран и извлекает законоположение, смотрит в хадис и извлекает законоположение. Это – муджтахид.
Второй вид – это муттаби’. Это тот, в ком не собраны условия иджтихада, однако он различает между доказательствами. Он знает, что это общий текст (‘ам), а тот частный (хасс), что абсолютное повеление указывает на обязательность, что тот или иной приказ является ограниченным (мукъайиад), знает виды указаний, учил усуль аль-фикъх, но при этом не достиг степени иджтихада.
Нет никаких сомнений в том, что существует (такая категория людей). Такой обязан делать «аль-иттиба’». аль-Иттиба’ – значит смотреть на более весомое (мнение). Такой не имеет право (самостоятельно) извлекать законоположения, нет, так как он не является муджтахидом, однако он смотрит на слова учёных и берёт то, что является более сильным и даёт фатву исходя из того, что показалось (для него) более сильным. Если случилось разногласие между имамом Ахмадом и имамом Маликом в каком-либо вопросе, он смотрит на слова имама Ахмада и на его доказательства, затем смотрит на слова имама Малика и на его доказательства, потом взвешивает между ними и выбирает более сильное (раджих), поступает и даёт фатву согласно нему. Эта степень «аль-иттиба’».
Что касается степени «ат-такълид», то она для простолюдина, который не различает между доказательствами. Да, он может знает (понимает) слова Аллаха, хадисы посланника Аллаха, однако он не знает на что указывают те или иные фразы, такой простолюдин должен делать такълид. Что значит “делать такълид”? То есть спрашивать учёного, будь он из числа больших учёных, которые живы, или же умершим, который постановил тот или иной вопрос и в следствии был передан от него. Такой должен делать такълид.
Нет сомнений в том, что рассматривающий (данный вопрос) на основе знаний, понимает, что правильное мнение заключается в том, что люди бывают трёх категории. Не одной категории, так как мы абсолютно убеждены, что простолюдин, если будет смотреть в Коран днём и ночью, не сможет извлечь законоположения. Да, он может понимать то, посредством чего доводится довод, однако он не может извлечь законоположения. И согласно единогласному мнению учёных, не дозволено ввергать простолюдина в извлечение законоположении. Значит, мнение, гласящее, что все люди одной категории не является правильным. Если под этими словами “люди одной категории” они подразумевают то, о чём я сказал вначале, что тот, кто может извлекать законоположения самостоятельно, то должен это делать, а если не может, то должен спрашивать живого учёного и нельзя ему возвращаться к книгам факихов, то это деление безосновательное. Как делить между учёными… Например, это – Малик… Можем ли мы сказать, спрашивай учёного, живущего в наше время и нельзя тебе спрашивать Малика, который ответил на этот вопрос в своих книгах?! Без сомнений, что это не является правильным. Однако мы скажем, пусть спрашивает учёного, будь он живым или уже умершим.
Что касается слов тех, кто сказал, что люди бывают только двух категории (муджтахид и не муджтахид), то действительность (реальность) опровергает их слова. Мы видим учёных каких-либо мазхабов, кто делает иджтихад в самом мазхабе, так же мы видим учёных, которые различают между доказательствами, так же требующие знание, которые различают между доказательствами. А тот, кто сумел сделать различие между доказательствами, тот узнал, и он должен брать то, что узнал, и не дозволено ему делать такълид за другим противореча тому, что он узнал, что это истина.
Более правильным является то, что люди делятся на три категории».

Слушать запись:
http://www.baynoona.net/ar/sites/defaul ... mq_058.mp3
Ответить