1000 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2913), который сказал: «Хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1524.
В иснаде этого хадиса присутствует Къабус ибн Абу Забьян, которого назвала слабым группа имамов. Ибн Хиббан сказал: «Он единственный передаёт от своего отца то, чему нет основы. Иногда он возводит к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, отосланные/мурсаль/ и прерванные/маукъуф/ хадисы». Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В нём присутствует слабость». Также этот хадис передали Ахмад (1/223), ад-Дарими (3309), ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (582/191/2) и аль-Хаким (1/554), который сказал:
«Иснад (этого хадиса) достоверный». Вслед за этими словами аль-Хакима,
сказал аз-Захаби в своём «Тальхисе»: «Къабус слабый (передатчик)». См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 2/372-373.
1060 — Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы увидите, что человек постоянно появляется в мечетях, то засвидетельствуйте , что он обладает верой, ведь Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Только те будут населять мечети Аллаха, кто уверует в Аллаха и в Последний день …”». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (3093), сказавший: «Хороший хадис».
Также этот хадис передали Ахмад 3/68, 76, ад-Дарими 1223, Ибн Маджах 802, Ибн Хузайма 1422, Ибн Хиббан 1721, аль-Хаким 1/212-213 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 2941. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 509, «Мишкат аль-масабих» 723, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 203.
Иснад этого хадиса слабый, так как в нём присутствует передатчик по имени Даррадж Абу ас-Самх, относительно которого аз-Захаби в своём «Тальхисе» (1/212), после слов аль-Хакима, сказал: «Даррадж (передаёт) множество отвергаемых (хадисов)». См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 1/338.
1094 — Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах и ангелы Его благословляют (стоящих) в ряду справа».Этот хадис с иснадом, удовлетворяющим условиям Муслима, приводит Абу Дауд (676), однако мнения относительно надёжности одного из его передатчиков расходятся.
Также этот хадис передали Ахмад 6/89, Ибн Маджах 1005. Данный хадис с таким текстом является слабым.
Передатчик по имени Му’авия ибн Хишам ошибся в нём. Он был единственным, кто его передавал и в его памяти есть слабость. По этой причине, аль-Байхакъи сказал: «Я не считаю его достоверным». Целая группа передатчиков от Суфйана и других от Усамы противоречила ему и передавала его с текстом:
«… благословляют тех, кто молится рядами». И это правильно. Аль-Байхакъи сказал:
«Он достоверный». Группа мухаддисов подтвердила его достоверность, о чём разъясняется в «Сахих Аби Дауд» (№ 680). См. «Да’иф Аби Дауд» 1/232.
1096 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помещайте имама посередине и заполняйте промежутки». (Абу Дауд, 681)
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6122, «Тамамуль-минна» 284, «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1103, «ат-Та’ликъат ар-радыййа» 1/344.
Его иснад является слабым, так как в нём присутствуют Яхйа ибн Башир и его мать, которые являются неизвестными передатчиками, как об этом сказал Ибн аль-Къаттан. ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили сказал: «Его иснад несильный». Аз-Захаби в «аль-Мухаззаб» (2/1035) сказал: «Его иснад слабый». Однако, вторая часть этого хадиса является достоверной в силу существования у него подкрепляющего хадиса от Ибн ‘Умара, который приводится в «Сахих Аби Дауд» (№ 672). См. «Да’иф Аби Дауд» 1/237-238.
1121 — Передают со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что перед послеполуденной молитвой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно совершал молитву в два рак’ата. Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд (1272).
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4568.
Передатчики в иснаде этого хадиса надёжные, но слова «два рак’ата» являются отклонёнными/шазз/. Правильно: «четыре рак’ата». См. «Да’иф Аби Дауд» 2/45.
1159 — Сообщается, что Са`д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выехали из Мекки в Медину, а когда мы приблизились к Азваре (, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спешился, воздел руки к небу и в течение какого-то времени взывал к Аллаху. Затем он склонился в земном поклоне и долго оставался (в таком положении), после чего встал и (снова) поднял руки (, простояв так) в течение какого-то времени, а потом (снова) совершил земной поклон. И он проделал всё это трижды, а потом сказал: “Поистине, я обратился к моему Господу с мольбами и ходатайствами за свою общину, и Он даровал мне треть её, после чего я склонился в земном поклоне, благодаря моего Господа. Потом я поднял голову и (снова) обратился к моему Господу с мольбами за свою общину, и Он даровал мне (ещё) треть её, после чего я (снова) склонился в земном поклоне, благодаря моего Господа. А потом я (снова) поднял голову и (снова) обратился к моему Господу с мольбами за свою общину, и Он даровал мне (последнюю) треть её, после чего я (в третий раз) склонился в земном поклоне, (благодаря) моего Господа”». (Абу Дауд, 2775)
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2089, «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3229, «Ирвауль-гъалиль» 474.
Иснад этого хадиса является слабым. В нём присутствует Яхйа ибн аль-Хасан, положение которого неизвестно, как об этом сказали хафизы аз-Захаби и Ибн Хаджар. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 7/218.
1235 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Самыми любимыми Моими рабами являются для Меня те, которые начинают разговляться раньше всех”». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (700) сказавший: «Хороший хадис».
Также этот хадис передали Ахмад 2/237, 329, Ибн Хузайма 3009 и Ибн Хиббан 3507. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Мишкат аль-масабих» 1989, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4041, «Сахих Ибн Хузайма» 2062, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 649.
В его иснаде присутствует Къурра ибн ‘Абду-р-Рахман, который является слабым передатчиком по причине плохой памяти. Высказывания о нём специалистов в области передатчиков приводятся ко второму хадису книги «Ирвауль-гъалиль». См. «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1243. По причине слабости этого же передатчика, назвал слабым иснад данного хадиса и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «Тахкъикъ аль-муснад» №№ 7240, 8342.
1248 — Муджиба аль-Бахилийа передавала со слов своего отца или же своего дяди, что (в своё время) он явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а потом уехал. Через год (, в течение которого) его состояние и внешний вид изменились, он снова приехал к нему и сказал: «О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я — аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты сам себя мучил!», — а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», — (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)» , — сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул.(Абу Дауд, 2428 )
Также этот хадис передали Ибн Маджах 1741, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 2743 и аль-Байхакъи 4/291. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 3491, «Да’иф Ибн Маджах» 338, «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1256.
Иснад этого хадиса слабый, так как Муджиба аль-Бахилийа является неизвестной, как об этом сказал аз-Захаби. Аль-Мунзири сказал: «Некоторые наши шейхи указывали на его слабость по этой причине». См. «Да’иф Аби Дауд» 2/283.
1266 — Умм Умара аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды когда) к ней зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и она предложила ему поесть, он сказал: «Ешь». Она сказала: «Поистине, я пощусь». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ангелы благословляют постящегося , когда у него едят (другие), пока они не закончат (есть) /или: … пока они не насытятся/». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (785) сказавший: «Хороший хадис».
Также этот хадис передали Ибн Маджах 1748 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 3267. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-Тирмизи» 785, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2024.
В его иснаде присутствует вольноотпущенница ансаров по имени Лейля, которая является неизвестной, как об этом говорил в разделе о неизвестных передатчицах имам аз-Захаби. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/502.
1335 — Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, за одну стрелу Аллах введёт в рай троих: того, кто её изготовил в надежде на благое , того, кто её выпустил, и того, кто её подал (лучнику). Стреляйте же из лука и ездите верхом (, однако), поистине, вашу стрельбу я люблю больше, чем вашу езду верхом. Что же касается (человека,) обученного стрельбе из лука, но отказавшегося от этого из-за нежелания, то он отказался от милости (или: … не поблагодарил за неё)”». (Абу Дауд 2513).
Также этот хадис передали Ахмад 4/146 и 148, Абу ‘Авана в своём «Муснаде» 5/103, ан-Насаи 6/28 и 222 и в «Сунан аль-Кубра» 4354 и 4420, аль-Хаким 2/95. Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 825.
В нём присутствует передатчик по имени Халид ибн Зайд, который является неизвестным и относительно его имени есть путаница, как об этом разъяснено в «Тахридж фикъху-с-сира» (стр. 211). По этой причине назвал его слабым хафиз аль-‘Иракъи в «Тахридж аль-Ихйаъ» (2/252). См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 4/31, «Да’иф Аби Дауд» 2/304-305.
1385 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отправившийся на поиски знания будет (пребывать) на пути Аллаха, пока не вернётся обратно». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2647), который сказал: «Хороший хадис».
Также этот хадис передали Ибн ‘Абдуль-Барр 1/55, ат-Табарани в «Му’джам ас-сагъир» 380, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 10/290 и «Ахбару асбахан» 1/102-103, аль-Аджурри в «Ахлякъу ‘улямаъ» 39, аль-‘Укъайли 2/17, ад-Дыяъ в «аль-Мухтара» 2119-2121. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5570, «Мишкат аль-масабих» 220.
В его иснаде присутствует Халид ибн Язид, о котором аль-‘Укъайли сказал: «Большинство его хадисов не подкрепляются надежными передатчиками», и затем привел этот хадис. Он был правдивым, но ошибался, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». Также его шейх Абу Джа’фар ар-Рази был правдивым, но обладал плохой памятью. Другой передатчик этого хадиса ар-Раби’ ибн Анас, также был правдивым, но в тоже время совершал ошибки, как об этом сказано в «ат-Такъриб». Ибн Хиббан в «ас-Сикъат» сказал: «Люди опасаются его хадисов переданных от Джа’фара, так как в хадисах, которые он передал от него много путаницы». А этот хадис как раз из их числа. Некоторые передали его не возводя к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказал ат-Тирмизи и возможно, что это верно. Этот хадис передается также с текстом: «Требование знаний подобно отправлению и возвращению на пути Аллаха». Однако он является очень слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа 5/55-56, «ар-Рауд ан-надыр» 109, «Тахридж мишкат аль-масабих» 1/155.
Но шейх аль-Албани, который назвал этот хадис слабым, говорил в «Сахих ат-таргъиб» (88), что он является хорошим в силу существования других хадисов. Также его назвал хорошим в силу существования других хадисов и исследователь книги имама ад-Дыяъ аль-Макъдиси «Фадаиль аль-а’маль» (574). А исследователь книги «Ахадис аль-мухтара» (6/125) назвал иснад этого хадиса хорошим.
1386 — Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий никогда не насытится благом, пока не достигнет рая». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2686), который сказал: «Хороший хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4783, «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1394.
В его иснаде присутствует передатчик по имени Даррадж, который является слабым, когда передаёт хадисы от Абуль-Хайсама. См. «Мишкат аль-масабих» 1/77.
1394 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всякое важное дело, которое не начинают с (произнесения слов) “Хвала Аллаху!” /Аль-хамду ли-Лляхи!/, (окажется) неполным». Хороший хадис, который приводит Абу Дауд (4840) и другие мухаддисы.
Также этот хадис приводят Ахмад 2/395, Ибн Маджах 1894, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 494, аль-Байхакъи 3/208-209 и в «ад-Да’ават» 1 и Абу ‘Авана аль-Исфараини.
В иснаде этого хадиса присутствует Къурра ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Му’афири аль-Мисри, у которого была плохая память, по причине чего на него не опирался имам Муслим и передавал от него хадисы только при подкрепляющих свидетельствах. Ибн Ма’ин сказал о нём: «Его хадисы слабые». Абу Зур’а сказал: «Хадисы, которые он передаёт, являются отвергаемыми». Абу Хатим и ан-Насаи сказали: «Он несильный (передатчик)». Также в этом хадисе есть путанница в тексте, по причине чего шейх аль-Албани и Салим аль-Хиляли назвали этот хадис слабым. См. «Ирвауль-гъалиль» 2, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 1/277, 2/613-614.
1442 — Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к одной женщине, которая прославляла Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки /или: … мелкие камешки/. (Увидев это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче /или: … лучше/. (Говори:) “Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между (небом и землёй), и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он (создал и создаст)”» /Субхана-Ллахи `адада ма халяка фи-с-сама`и, ва субхана-Ллахи `адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи `адада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи `адада ма хуа Халикун/, — (и то же самое говори) о словах «Аллах велик» /Аллаху акбар/, «Хвала Аллаху» /Аль-хамду ли-Лляхи/, «Нет бога, кроме Аллаха» /Ля иляха илля-Ллаху/ и «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха» /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллляхи/. Этот хадис приводит ат-Тирмизи, 3568 который сказал: «Хороший хадис».
Также этот хадис передали Абу Дауд 1500, аль-Хаким 1/732 и Ибн Хиббан 837. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2155, «Мишакат аль-масабих» 2311, «Да’иф Абу Дауд» 323.
В его иснаде присутствует передатчик по имени Хузайма, который является неизвестным, о чём сказали имам аз-Захаби и хафиз Ибн Хаджар. Другой передатчик Са’ид ибн Абу Хилял путался в хадисах, о чем сказали Ахмад и другие. См. «Да’иф Аби Дауд» 2/94. Шейх Салим ‘Ид аль-Хиляли в своем шархе к «Садам праведных» пишет:
«Данный хадис является слабым (да’иф). Приводят его Абу Дауд/№ 1500 и Ат-Тирмизи/№ 3568 с да’иф иснадом. В цепочке передатчиков данного хадиса присутствует некий Хузейма передающий от ‘Аиши бинт Тальха, однако он является неизвестным передатчиком. Основа этого хадиса, однако, без упоминания камешков и косточек, приводится у Муслима через передачу Джувайрийи, что также, среди прочего, указывает на неприемлемость рассматриваемого нами хадиса в таком виде. Некоторые, приводят этот хадис как довод о желательности прославления Аллаха с помощью чёток, также называемых “субха”. Однако нет для них в этом довода, поскольку хадис слабый. Да и вообще по этому вопросу нет ни одного достоверного хадиса или предания от сподвижников, не говоря уже о том, что это противоречит руководству посланника Аллаха, салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям, который подсчитывал свои славословия с помощью пальцев правой руки. В добавок, это также противоречит тому шариатскому мотиву (‘илля) из-за которого было установлено именно такое поминание Аллаха, о чём нам стало известно из слов лучшего из творений, сообщившего нам, что наши пальцы будут призваны к ответу и допрошены». См. «Бахджату-н-Назырин», комментарий к хадису 1442.
1487 — Передают со слов ‘Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил его отца, Хусайна, двум словам , которые (он произносил), обращаясь с мольбами к Аллаху: «О Аллах, внуши мне (то, что не даст мне отклониться от) правильного пути, и защити меня от зла моей души!» /Аллахумма, альхым-ни рушди ва а`ыз-ни мин шарри нафси!/ Этот хадис приводит ат-Тирмизи (3483) который сказал: «Хороший хадис».
Также этот хадис приводят аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 3/1, аль-Байхакъи в «аль-Асмау ва-с-сифат» стр. 534 и ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-Мурсий» стр. 24. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1495, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4098.
В его иснаде присутствует Шабиб ибн Шейба, который является слабым передатчиком, как об этом сказал аз-Захаби в «аль-‘Улювв» (стр. 100). Также в нём ‘ан ‘ан аль-Хасана аль-Басри, который не заявил ясно, что сам слышал этот хадис от ‘Имрана ибн Хусайна. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 3/25.
1490 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дауд, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху и с (такой) мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и (любви к таким) делам, которые приведут меня к Твоей любви! О Аллах, сделай любовь Твою для меня тем, что я любил бы больше самого себя, и своей семьи и холодной воды!”» /Аллахумма, инни ас`алю-кя хубба-кя, ва хубба ман йухиббу-кя ва-ль-`амаля-ллязи йубаллигу-ни хубба-кя! Аллахумма, — дж`аль хубба-кя ахабба иляййа мин нафси, ва ахли ва-ль-ма`и-ль-бариди!/ Этот хадис приводит ат-Тирмизи (3490) который сказал: “Хороший хадис”.
Также этот хадис передали аль-Хаким 2/433, Ибн ‘Асакир 5/352/2. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.
В его иснаде присутствует передатчик по имени ‘АбдуЛлах ибн Раби’а, который является неизвестным, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/256, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 4153, «Мишкат аль-масабих» 2496.
1492 — Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху со многими (разными) мольбами, из которых мы ничего не (могли) запомнить, и (однажды) мы сказали (ему): “О посланник Аллаха, ты обращался к Аллаху со многими мольбами, из которых мы ничего не запомнили!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Так не указать ли вам на то, что объединяет в себе всё это? Говори: О Аллах, поистине, я прошу тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует! (Только) к Тебе (следует) обращаться за помощью, и Тебе (решать,) удовлетворять (ли просьбы о помощи), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха!”» /Аллахумма, инни ас`алю-кя мин хайри ма са`аля-кя мин-ху набийу-кя Мухаммадун, салля-Ллаху `аляй-хи ва салляма, ва а`узу би-кя мин шарри ма-ста`аза мин-ху набийу-кя Мухаммадун, салля-Ллаху `аляй-хи ва салляма! Ва Анта-ль-муста`ану, ва `аляй-кя-ль-балягу ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи!/ «
Этот хадис приводит ат-Тирмизи (3521), который сказал: «Хороший хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2165.
В его иснаде присутствует Лейс ибн Абу Сулейм, который путал хадисы. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3356.
1493 — Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху и с такой мольбой: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении рая и о спасении от огня!”» /Аллахумма, инни ас`алю-кя муджибати рахмати-кя, ва `аза`има магфирати-кя, ва-с-салямата ми кулли исмин, ва-ль-ганимата мин кулли биррин, ва-ль-фауза би-ль-джаннати ва-н-наджата мин ан-нари!/ Этот хадис приводит аль-Хаким Абу Абдуллах (1/525) который сказал: «Достоверный хадис, удовлетворяющий условиям Муслима».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.
В его иснаде присутствует Халяф ибн Халифа, о котором высказывались по причине его памяти, а некоторые даже обвиняли его во лжи. Сам аз-Захаби, который согласился с аль-Хакимом, что хадис достоверный и удовлетворяет условиям Муслима, сказал о нём в «ад-Ду’афаъ»: «Правдивый. Ибн ‘Уйейна сказал: “Он лжёт!”» А хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Правдивый, но в конце начал путаться. Утверждают, что он видел сподвижника ‘Амра ибн Хариса, однако Ибн ‘Уйейна и Ахмад отвергли это». Подобный передатчик считается слабым в хадисах до тех пор, пока не выяснится, что он рассказывал хадис до того, как начал путаться или не будет того, что свидетельствует в его пользу, а этот как раз из числа тех, чему мы не можем найти его. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6/454.
Также в его иснаде присутсвует другой передатчик по имени ‘АбдуЛлах ибн аль-Харис, который не слышал хадисы от ‘АбдуЛлаха ибн Мас’уда, как об этом сказано в «Тарих ад-Дуврий» (2/300). В «Суалят Ибн Мухриз» сказано: «Он не слышал от Ибн Мас’уда ничего, и они являются отосланными», то есть хадисы Халяфа ибн Халифы переданные от ‘АбдуЛлаха ибн аль-Хариса. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/837.
1518 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не предавайтесь многословию (, если только дело не касается) поминания Аллаха , ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальше всех людей от Аллаха!» Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2411).
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6265, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-маду’а» 920. Салим аль-Хиляли назвал хадис слабым.
В его иснаде присутствует Ибрахим ибн ‘АбдуЛлах ибн Хатиб о котором упомянул Ибн Абу Хатим в «Джарх ва-т-та’диль», но ничего не сказал относительно его приемлемости или отвода. Также о нём упоминал аз-Захаби в «Мизан аль-и’тидаль» и привёл от него данный хадис, а затем сказал: «Я не знаю относительно него отвода». Однако незнание об отводе не обязывает признать его надёжным, и лучше привести слова Ибн аль-Къаттана, как об этом сказано в «ат-Тахзиб» (1/133): «Его положение неизвестно». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/717.
1539 — Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пусть никто из моих сподвижников ничего не передаёт мне ни о ком другом (из них) , ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Абу Дауд, 4860; ат-Тирмизи, 3896 и 3897.
Также этот хадис приводит имам Ахмад (1/395). Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6322, «Да’иф Аби Дауд» 1035.
В его иснаде присутствует Зайд ибн Зàид, относительно которого аз-Захаби сказал: «Аль-Азди сказал: “Его хадисы недостоверные”. Я (аз-Захаби) говорю: Он является неизвестным». См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 4/386.
1569 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова (или: … траву)!» Абу Дауд (4903)
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 4967, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1723, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2197.
В его иснаде присутствует неизвестный передатчик, а это — дед Ибрахима ибн Абу Асида. Аль-Бухари сказал: «(Хадис) недостоверный!» См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 4/375.
1577 — Сообщается, что Василя бин аль-Аска`, да будет доволен им Аллах, сказал: -Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не радуйся открыто несчастью (, постигшему) твоего брата, иначе Аллах окажет милость ему и подвергнет испытанию тебя!» Этот хадис приводит ат-Тирмизи (2506) который сказал: «Хороший хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 5426, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6245, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1470, «Мишкат аль-масабих» 4784. Салим аль-Хиляли назвал иснад хадиса слабым.
В нём присутствует Макхуль аш-Шами, который был мудаллисом и передал этот хадис в форме «‘ан ‘ан». Также есть разногласие относительно того, слышал он от Василя хадисы или нет. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/749.
1597 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не разрешается одному верующему покидать другого на срок, превышающий три дня, а когда эти три (дня) пройдут, пусть он встретится с ним и приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду, если же он не ответит ему, то вернётся с грехом, а обратившийся с приветствием не понесёт ответственности за расставание». Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд, 4912.
Абу Дауд сказал: «Если расставание имело место ради Аллаха, то сказанное не имеет к этому никакого отношения».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6335, «Ирвауль-гъалиль» 2029, «Да’иф Аби Дауд» 1051. Этот хадис приводят Абу Дауд (4912) и аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (414), по пути Мухаммада ибн Хиляля, который сказал: «Рассказал мне мой отец со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: »…«», и он привёл этот хадис.
Этот иснад слабый по причине Хиляля, а это — Ибн Абу Хилял аль-Мадани, о котором аз-Захаби сказал: «Он неизвестен». В этой главе есть хадис, который лучше этого. В нём сообщается со слов Абу Аййюба аль-Ансари о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается мусульманину покидать брата своего больше чем на три (дня, по истечении которых) они будут встречаться, отворачиваясь друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих (следует считать) того, кто первым поприветствует (другого)». Его приводят аль-Бухари 6077 и Муслим 2560. См. «Гъаятуль-марам», стр. 229.
1626 — Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды когда) я находилась у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которого была также и Маймуна, пришёл Ибн Умм Мактум. Это было уже после того, как нам было велено надевать покрывала, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Закройтесь от него!” Мы сказали: “О посланник Аллаха, разве он не слепой и (разве это не помешает) ему увидеть и узнать нас?!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Так, может быть,) и вы обе слепы и тоже не сможете увидеть его?”» Этот хадис приводят Абу Дауд (4112) и ат-Тирмизи (2778), который сказал: «Хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Мишкат аль-масабих» 3116, «Гъаятуль-марам» стр. 139. Этот хадис передали Абу Дауд (4112), ат-Тирмизи (2778), аль-Байхакъи (7/91, 92) и Ахмад (6/296)
по пути аз-Зухри о том, что Набхан рассказал ему, что Умм Саляма сказала. И он привёл этот хадис. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». Однако этот Набхан является неизвестным. См. «Ирвауль-гъалиль» 6/211.
1641 — Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал женщинам брить голову». (Ан-Насаи, 8/130)
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 2586, «Тахридж рияду-с-салихин» 1649.
В иснаде этого хадиса есть путаница, как об этом сказал имам ат-Тирмизи. Передатчик по имени Хаммам передаёт его один раз со слов ‘Али, а другой раз от ‘Аиши. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2/124-125.
1670 — Сообщается, что Кабиса бин аль-Мухарик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Гадание по полёту птиц и (обычай) усматривать что-либо по их полёту /тарк/ является признаком неверия /джибт/”».
Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд (3907) который сказал:
— «Тарк» это (обычай) усматривать хорошее или дурное предзнаменование в полёте птиц, когда их полёт направо считается хорошим предзнаменованием, а налево — плохим.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 3900, «Тахридж мишкат аль-масабих» 4507, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1794, 1812.
Этот хадис слабый, так как в его иснаде есть сильная путаница относительно имени передатчика Хаййана ибн ‘Умайра Абуль-‘Аляъ аль-Басри, который является неизвестным. Некоторые назвали его Хаййаном, не указав на его родословную, а некоторые сказали, что его зовут Хаййан Абуль-‘Аляъ. Другие называли его Хаййаном ибн ‘Умайром, а одни сказали, что его зовут Хаббан ибн Мухарикъ. См. «Гъаятуль-марам», стр. 184, «Тахкъикъ рияду-с-салихин» 1679.
1677 — Передают со слов Урвы бин `Амира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то упомянул о хороших и дурных предзнаменованиях, и он сказал:
«Лучшим из этого является хорошее предзнаменование , но и (дурное) не должно удерживать мусульманина (от того, на что он решился), а если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не дарует благого и никто, кроме Тебя, не отвращает дурного, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя!”» /Аллахумма, ля йа`ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа`у-с-са`иайти илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-кя!/ Достоверный хадис с достоверным иснадом, который приводит Абу Дауд (3919).
Также этот хадис передали аль-Байхакъи 8/139 и Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 294. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 762, «аль-Калим ат-таййиб» 252, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 199, «Тахридж мишкат аль-масабих» 4515. Салим аль-Хиляли сказал:
«Его иснад является слабым, так как относительно сподвижничества ‘Урвы ибн ‘Амира есть разногласия, как об этом сказал хафиз (Ибн Хаджар в “ат-Тахзиб”), а (передатчик) Хабиб ибн Абу Сабит был мудаллисом и передал его в форме ‘ан ‘ан». См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/691.
1722 — Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует просить ради Аллаха ничего, кроме рая». (Абу Дауд, 1671)
Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 506, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6351, «Мишкат аль-масабих» 1944.
В нём присутствует Сулейман ибн Къарм ибн Му’аз, который был единственным, кто его передал, как об этом сказал Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (1/155), а затем и аз-Захаби. Он является слабым по причине плохой памяти и на него не опираются. По этой причине аль-Мунави сказал: «В «аль-Мухаззаб» сказано: «В нём присутствует Сулейман ибн ибн Му’аз, о котором Ибн Ма’ин сказал: „Он ничто!“ (конец цитаты из „аль-Мухаззаб“). ‘Абдуль-Хаккъ и Ибн аль-Къаттан сказали: „Слабый“». (конец цитаты аль-Мунави). Хафиз Ибн Хаджар сказал: «(Он) с плохой памятью». См. «Тахридж мишкат аль-масабих» 2/305.
1756 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ни в коем случае не поворачивайся (по сторонам) во время молитвы, ибо (такие) повороты гибельны, а если (уж повернуться нужно) обязательно, то (пусть это будет) во время добровольной, а не обязательной молитвы”». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (589), который сказал: «Хороший достоверный хадис».
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 290, «Мишкат аль-масабих» 997, «Тамамуль-минна» 308, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2193, «Да’иф ат-Тирмизи» 9. Ибн аль-Къаййим сказал:
«В его иснаде есть два недостатка. Первый — неизвестно, чтобы Са’ид (ибн аль-Мусаййиб) передавал что-либо от Анаса. Второй — в нём присутствует ‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан». См. «Задуль-ма’ад» 1/241.
Хафиз Ибн Раджаб сказал:
«Этот хадис приводится со слов Анаса и по другим путям, но все они являются слабыми. Ат-Табарани привёл похожее сообщение со слов Абу ад-Дарды, как восходящее к пророку со слабым иснадом. Ад-Даракъутни сказал: “Его иснад запутанный, недостоверный”». См. «Фатхуль-Бари» 4/405.
‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан является слабым передатчиком, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». Он ошибался и возводил прерванные хадисы к пророку, как говорил Шу’ба ибн аль-Хаджадж. Также слабым его называл в «аз-Заваид» (2/166) аль-Бусайри. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1/153-154, 9/413.
1832 — Сообщается, что Абу Са`ляба аль-Хушани Джурсум бин Нашир, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые) границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!”» Хороший хадис, который приводит ад-Даракутни, 4/183 и другие мухаддисы.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1597, «Гъаятуль-марам» 4. Этот хадис приводят ад-Даракъутни в своём «Сунан» (стр. 502), а также аль-Хаким (4/115), аль-Байхакъи (10/12-13), Абу Бакр аз-Заквани в «Исна ‘ашара мажлисан» (1/12), Ибн Симак в «Хадис» (2/12/2), аль-Хатыб аль-Багъдади в «аль-Фикъх валь-мутафакъих» (2/170), Мухаммад ибн Мухаммад Абу Футух ат-Таи в «аль-Арба’ин» (2/31 — хадис 16) и Ибн Батта в «аль-Ибана» (2/126/1) по пути Дауда ибн Абу Хинда, передавшего от Макхуля, передавшего от Абу Са’лябы аль-Хушани, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…», и он привёл этот хадис.
Все передатчики из этого иснада надёжные, от которых передавал хадисы Муслим, однако в нём есть два недостатка, как об этом сказал хафиз Ибн Раджаб в «Шарх аль-Арбаина ан-Нававиййа» (стр. 200). Один из них это недостоверность того, что Макхуль слышал (хадисы) от Абу Са’лябы. Так сказали Абу Мисхар ад-Димашкъи, хафиз Абу Ну’айм и другие.
Если даже достоверно, что он слышал от него в общем, то не достоверно то, что он слышал от него именно этот хадис, поскольку он был мудаллисом (подтасовщиком хадисов — прим. Фарук) и передал его в форме «от такого-то»/‘ан ‘ан/«. Второй (недостаток) это то, что есть разногласия относительно того, восходит ли он к пророку или это слова сподвижника Абу Са’лябы. Некоторые передали его от Макхуля, как его (Абу Са’лябы) слова, однако ад-Даракъутни сказал: «Похоже, что правильным является то, что он восходит к пророку, и это известнее». Ибн Раджаб сказал: «Шейх (ан-Навави,) да помилует его Аллах, назвал этот хадис хорошим, а до него это сделал хафиз Абу Бакр ас-Сам’ани в “аль-Амалия”». За ним последовал Абуль-Футух ат-Таи, который вслед за ним сказал: «Хадис великий, хороший. Единственным кто его передал, был Дауд от Макхуля». Если они хотят сказать, что он хороший в языковом значении, то это так, а если хотят (сказать) в терминологическом значении, как это видно, то это не так по причине первого недостатка, ибо это явный недостаток. Что касается второго недостатка, то он не явный, поскольку этот хадис возвела к пророку группа (имамов) из числа правдивых передатчиков от Дауда ибн Абу Хинда, среди которых Хафс ибн Гъияс, и от него передал его аль-Байхакъи, как останавливающийся на сподвижнике/маукъуф/. Однако правильнее считать его восходящим к пророку/марфу’/ из-за того, что он соответствует (тому, что передали) другие передатчики, которые возвели его к пророку. По всей видимости, именно из-за этого посчитал это правильным ад-Даракъутни, как об этом было сказано ранее, а Аллах знает об этом лучше всех! У этого хадиса есть два свидетельствующих в его пользу хадиса/шàхид/, однако они являются очень слабыми и не годятся в качестве свидетельств. Один из них из похожего хадиса Асрама ибн Хаушаба с иснадом от Абу ад-Дарды, как восходящий к пророку. Его приводит ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» (стр. 230). Другой — по пути Нашхаля аль-Хурасани с иснадом также от Абу ад-Дарды. Его приводит ад-Даракъутни (стр. 550). Но всё, что (передают) Асрам и Нашхаль является ложью! См. «Гъаятуль-марам» стр. 17-19.
1873 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах (укажет) выход из любого (затруднительного положения), и облегчит для него любую печаль и пошлёт ему его удел, откуда он и не ждёт». Этот хадис передал Абу Дауд (1518).
Также этот хадис приводят Ахмад 1/248, ан-Насаи в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 456, Ибн Маджах 3829, аль-Хаким 4/262, Ибн Наср в «Къияму-л-лейль» 38, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 10665, Ибн ‘Асакир 4/296/1, Ибн ас-Сунни 358 и аль-Байхакъи 3/351.
Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным, но аз-Захаби возразил ему своими словами: «В аль-Хакиме есть слабость». См. «Талхис» 4/291, «Мухаззаб» 3/1278. Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5829, «Мишкат аль-масабих» 2339, «Тахкъикъ Рияду-с-салихин» 1882, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1002, 1145.
В нём присутствует передатчик по имени аль-Хаким ибн Мус’аб, который является неизвестным, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2/142. Также назвали иснад этого хадиса слабым аль-Багъави, Шу’айб аль-Арнаут, Ибн Баз и др. См. «Шарху-с-Сунна» 3/100, «Тахкъикъ Муснад» № 2234, «Хашия Булюгъ аль-марам» 838.
По милости Аллаха Всевышнего завершена проверка этой книги.
И да благословит Аллах нашего прока Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников! И хвала Аллаху, Господу миров!
Проверка завершена 21 июня 2014 года.