Слабые хадисы в книге “Вино причина всех зол".

Ответить
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Слабые хадисы в книге “Вино причина всех зол".

Сообщение ФАРУК »

نابل بن محمد محمود
الخمر مفتاح لكل شر
Набиль бин Мухаммад Махмуд
-
“Вино – причина всех зол и скверна из числа дел шайтана”.
Пер.: Владимир (‘Абдуллах) Нирша



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Передают, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

ما اكتسبَ مُكتسبٌ مثلَ فضلِ علمٍ يَهدي صاحبَهُ إلى هُدًى أو يَردَّهُ عن رَدًى ، ولا استقامَ دِينُهُ حتى يستقيمَ عقلُه

“Никто ещё не приобретал того, что (по достоинству своему) было бы равно достоинству знания, которое направляет знающего к правильному пути или отвращает его от гибели, и не стать правильной религии (человека), пока не придёт в порядок его разум”.
Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 4726 и в «Му’джам ас-Сагъир» 676 со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 5009, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 52.
Недостатком этого хадиса является ‘Абду-р-Рахман ибн Зайд ибн Аслям, который является матруком. Он также является передатчиком хадиса, в котором сказано, что Адам обращался к Аллаху правом пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Также этот хадис передал аль-Харис ибн Абу Усама в своём «Муснаде» (100/1-2) от Дауда ибн аль-Хабра. Однако, этого Дауда обвиняли во лжи и он является автором книги “Китабуль-‘Акъль”. Но хафиз (Ибн Хаджар) и другие говорили, что все хадисы о разуме являются выдуманными. В тексте этого хадиса, который приводится в “Му’джам ас-Сагъир” сказано “его дела” вместо “его разум”. С текстом из “ас-Сагъир”, этот хадис привёл аль-Мунзири в “ат-Таргъиб” (1/55) и сказал: «Его передал ат-Табарани в “аль-Кабир” и текст принадлежит ему и в “ас-Сагъир”, исключая то, что в нём он сказал: “пока не придёт в порядок его разум”, и их иснады неплохие». Так сказал он и это из числа его послаблений! Подобнымии являются и слова аль-Хайсами (1/121): «Его передал ат-Табарани в “ас-Сагъир” и “аль-Аусат” и в нём присутствует ‘Абду-р-Рахман ибн Зайд ибн Аслям, который является слабым”. К словам аль-Мунзири есть еще два других замечания. Первое — это то, что он отнёс его к “ аль-Кабир” ат-Табарани оставив “аль-Аусат”, что является ошибкой. Возможно, что это (ошибка) переписчика. Правильным является обратное и в “аль-Кабир” его нет. Второе — он отнёс текст “его разум” к “ас-Сагъир”, а он приводится в “аль-Аусат”». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (14/464-465).
Сообщается, что Кайс бин Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

ألا فكلُّ مسكرٍ خمرٌ حرامٌ وإياكم والغبيراءَ

“Поистине, всё опьяняющее (равнозначно) вину, а любое вино запретно, и ни в коем случае не пейте губайру[1]”».
__________________________
[1] Губайра — опьяняющий напиток, который эфиопы делали из проса.
Этот хадис приводят Ахмад 3/422 и Абу Я’ля 1436.
В иснаде этого хадиса присутствует один из передатчиков, который не назван по имени, на что указали хафизы аль-Мунзири и аль-Хайсами. См. «ат-Таргъиб» 3/253, «Маджма’у-з-заваид» 5/73. Исследователь «Муснада» Абу Я’ля — Хусайн Салим Асад назвал иснад этого хадиса очень слабым. См. «Муснад Абу Я’ля» 3/26.
Шейх Шуайб аль-Арнаут также назвал иснад хадиса слабым. См. «Муснад Ахмад» 15521.
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1417.
Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

الخمرُ أمُّ الفواحشِ، و أكبرُ الكبائرِ، و منْ شربَ الخمرِ تركَ الصلاةَ، ووقعَ على أمِّهِ، و عمتِهِ، و خالتِهِ

“Вино является причиной непристойных поступков и величайших грехов, ведь тот, кто употребляет его, прекращает молиться и (может) совершить половое сношение с собственной матерью или тёткой”.
Этот хадис приводит ат-Табарани. Этот хадис является слабым, о чём сказал аль-Хайсами. В его иснаде присутствуют ‘Аттаб ибн ‘Амир, который является неизвестным и Ибн Лахи’а, который является слабым. См. «Маджама’у-з-заваид» 5/68. Шейх аль-Албани также назвал его слабым в «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 2948. Однако у этого хадиса есть подкрепляющий его шахид и в сумме путей шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1853.
Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

ثلاثةٌ لا يدخلون الجنَّةَ مدمنُ خمرٍ وقاطعُ رحِمٍ ومُصدِّقٌ بالسِّحرِ ومن مات مدمنَ الخمرِ سقاه اللهُ جلَّ وعلا من نهرِ الغوطةِ قيل وما نهرُ الغوطةِ قال نهرٌ يجري من فُروجِ المومساتِ يُؤذي أهلَ النَّارِ ريحُ فروجِهم

“Троим не войти в рай: тому, кто постоянно предаётся пьянству, тому, кто порывает родственные связи, и тому, кто верит в колдовство, а того, кто умрёт, так и не прекратив пьянствовать, Аллах (заставит) поить из реки аль-Гаута”. Его спросили: “А что такое река аль-Гаута?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Это — река, что станет течь из половых органов торговавших собой женщин, запах от половых органов которых будет доставлять мучения тем, кто окажется в пламени (ада)”.
Этот хадис приводят Ахмад 4/399, Абу Я’ля, Ибн Хиббан в своём “Сахихе” 5346, а также аль-Хаким 4/163, который считал его достоверным. В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Хусайн. Его считал надежным Абу Зур’а, однако большинство имамов отвергали его хадисы и считали его слабым. Среди них Ахмад, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Ма’ин в одной версии. А имам Ибн ‘Ади сказал: «Никто не подкрепляет хадисы, которые он передает!» См. «аль-Камиль» 4/168. По этой причине этот хадис назвал слабым шейх аль-Албани. См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1463.
Первую часть этого хадиса: «Троим не войти в рай: тому, кто постоянно предаётся пьянству, тому, кто порывает родственные связи, и тому, кто верит в колдовство», признал хорошей Шу’айб аль-Арнаут, а шейх аль-Албани — достоверной. См. «Муснад Ахмад» 19587, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2539.
Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

كلُّ مُخمر خمر، وكلُّ مُسكرٍ حرام، ومن شرب مُسكِرًا بخست صلاته أربعين صباحًا، فإن تاب تاب الله عليه، فإن عاد الرابعة كان حقًّا على الله أن يسقيه من طينة الخبال» قيل: وما طينة الخبال يا رسول الله؟ قال: صديد أهل النار

«Всё, что опьяняет, (равнозначно) вину, и всё опьяняющее запретно. Молитва того, кто выпьет что-либо опьяняющее, будет задержана на сорок дней, но если он покается, Аллах примет его покаяние. Если же (человек) вернётся (к этому) в четвёртый раз, он будет достоин того, чтобы Аллах (заставил) напоить его (тем, что именуется) “тинат аль-хабаль”». Его спросили: «А что такое “тинат аль-хабаль”, о посланник Аллаха?» — (на что) он ответил: «Гной тех, кто окажется в пламени (ада). И напоивший вином малолетнего, который не в состоянии отличать дозволенное от запретного, будет достоин того, чтобы Аллах (заставил) напоить его (тем, что именуется) “тинат аль-хабаль”».
Этот хадис приводит Абу Дауд 3680. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, исключая добавку к этому хадису: «… И напоивший вином малолетнего …». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2039, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4548, «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6328.
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

نهى رسولُ اللهِ — صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ - عن كلِّ مُسْكرٍ ومُفَتِّرٍ

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал (употреблять) всё опьяняющее и расслабляющее”.
Этот хадис с достоверным иснадом приводят Ахмад в своём “Муснаде” 6/309 и Абу Дауд 3686 в “Сунан”. Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6077, «Да’иф Аби Дауд» 3686, «Мишкат аль-масабих» 3650.
Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (10/278) сказал:
- Слабый (хадис). Этот иснад слабый по причине плохой памяти Шахра ибн Хаушаба. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Правдивый, (передаёт) много отосланных хадисов и (у него) множество ошибок».
Я (аль-Албани) говорю: Из числа того, что указывает на его ошибку в данном хадисе то, что он был единственным, кто сказал: «… и расслабляющее», ибо, в «Сахихе» Муслима (6/100) и у других от группы сподвижников подтверждается во множествах цепочках и похожих текстах, что в них не приводится эта (добавка), которую приводит один Шахр, что указывает на то, что она (добавка) является отвергаемой. Из этого ты узнаёшь об ошибке тех, кто назвал его иснад достоверным.
Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

كَانَ رَجُل يَحْمِل الْخَمْر مِنْ خَيْبَر إِلَى الْمَدِينَة فَيَبِيعهَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ فَحَمَلَ مِنْهَا بِمَالٍ فَقَدِمَ بِهَا الْمَدِينَة فَلَقِيَهُ رَجُل مِنْ الْمُسْلِمِينَ فَقَالَ يَا فُلَان إِنَّ الْخَمْر قَدْ حَرَّمَتْ فَوَضَعَهَا حَيْثُ اِنْتَهَى عَلَى تَلّ وَسَجَّى عَلَيْهَا بِأَكْسِيَةٍ ثُمَّ أَتَى النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُول اللَّه بَلَغَنِي أَنَّ الْخَمْر قَدْ حُرِّمَتْ قَالَ أَجَلْ . قَالَ ألا أردَّها عَلَى مَنْ اِبْتَعْتهَا مِنْهُ ؟ قَالَ: لَا يَصِحّ رَدّهَا . قَالَ: لِي أَلاَ أهْدِيهَا لمَنْ يُكَافِئنِي مِنْهَا ؟ قَالَ لَا قَالَ فَإِنَّ فِيهَا مَالًا لِيَتَامَى فِي حِجْرِي قَالَ إِذا أَتَانَا مَال الْبَحْرَيْنِ فإنا نُعَوِّض أَيْتَامك مِنْ مَالهمْ . فَقَالَ رَجُل: يَا رَسُول اللَّه الْأَوْعِيَة نَنْتَفِع بِهَا ؟ قَالَ: فَحُلُّوا أَوْعِيَتها فَانْصَبَّتْ حَتَّى اِسْتَقَرَّتْ فِي بَطْن الْوَادِي

- Один человек привозил в Медину вино из Хайбара[1] и продавал его мусульманам, а оттуда увозил деньги. (Однажды,) когда он (снова) привёз в Медину (своё вино), его встретил кто-то из мусульман и сказал ему: “О такой-то, вино было запрещено”. Тогда этот человек забрался на холм (так высоко, как только мог), сложил там (бурдюки с вином) и прикрыл их одеждой, а потом явился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, я узнал, что вино было запрещено”. (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Да”. (Это человек) спросил: “Должен ли я вернуть (это вино) тому, у кого я его купил?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Возвращать его не разрешается”. (Человек) спросил: “(Может быть,) мне подарить его тому, кто вознаградит меня за это?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Нет”. (Человек) сказал: “Но часть этого вина была куплена на деньги сирот, которые находятся на моём попечении”. (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Когда нам доставят деньги из Бахрейна, мы возместим деньги (, потерянные) твоими сиротами”. Потом этот человек спросил: “О посланник Аллаха, а можно ли использовать сосуды?” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) велел: “Развяжите ремни (бурдюков)”, и (всё, что в них было,) вылилось и оказалось на дне вади[2].
_______________________
[1] Хайбар — оазис к северу от Медины.
[2] Вади — сухое русло; долина.
Этот хадис передал Абу Я’ля 1884. Хафиз Ибн Касир назвал хадис редким/гъариб/. См. «Тафсир Ибн Касир» 3/177.
В иснаде этого хадиса присутствуют ‘Иса ибн Джария и Я’къуб аль-Къумми, относительно которых высказывались учёные, о чём говорил хафиз аль-Хайсами. См. «Маджма’у-з-заваид» 4/91.
Относительно ‘Исы ибн Джария хафиз Ибн Хаджар сказал: «В нём есть слабость». Относительно Я’къуба аль-Къумми аль-Бусыри сказал: «Относительно него есть разногласия». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/354.
Относительно Я’къуба аль-Къумми сказал хафиз Ибн Хаджар: «Правдивый, но ошибался».См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 6264.
Хусайн Салим Асад назвал иснад хадиса несильным. См. «Муснад Абу Я’ля» с тахкъикъом Хусайна Салима Асада 3/404.
‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Если бы капля вина упала в колодец, а потом над ним построили минарет, я не стал бы призывать с него на молитву, и если бы капля вина упала в море, которое бы потом высохло и на месте которого выросла бы трава, я не стал бы пасти скот на этом месте”.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Я не нашёл его от него (‘Али)». См. «аль-Кафи аш-шафи» 33.
Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

إنَّ اللَّهَ أنزلَ الدَّاءَ والدَّواءَ، وجعلَ لِكُلِّ داءٍ دواءً ، فتداوَوا ، ولا تَداوَوا بحرامٍ

“Поистине, Аллах ниспослал болезнь и лекарство и определил лекарство для каждой болезни, так лечитесь же, но не используйте для лечения запретное”.
Этот хадис передали Абу Дауд 3874 и ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус» 1/2/221. Хафиз ас-Суюты, имам ан-Навави и шейх аль-Албани назвали хадис слабым. См. «аль-Джами’ ас-сагъир» 1696, «аль-Хуляса» 2/922, «аль-Маджму’» 5/106, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1569, «Мишкат аль-масабих» 4538, «Гъаятуль-марам» 66.
Шейх аль-Албани сказал:
- Этот хадис приводится по пути Исма’иля ибн ‘Аййаша передавшего от Са’лябы ибн Муслима передавшего от Абу ‘Имрана аль-Ансари, передавшего от Умм ад-Дардаъ, сообщившей, что Абу ад-Дардаъ сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал …». Этот иснад является слабым. Относительно Са’лябы ибн Муслима аль-Хас’ами аш-Шами, сказал хафиз (Ибн Хаджар): «Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно/мастур/». Аз-Захаби в «аль-Мизан» сказал: «Са’ляба ибн Муслим аль-Хас’ами — передаёт (хадисы) от Убаййи ибн Ка’ба. От него передаёт Исма’иль ибн ‘Аййаш отвергаемое сообщение». То есть этот хадис. Однако его слова «Убайй ибн Ка’б» являются ошибкой и я (аль-Албани) думаю, что это (ошибка) переписчика, ибо этот человек не относится к числу последователей сподвижников/таби’ун/, даже если есть его сообщения от них. Более того, он не встречался с ними, как это можно заметить из упоминания о нём Ибн Хиббаном в четвёртом слое передатчиков в его книге «ас-Сикъат», как об этом сказано в «ат-Тахзиб». Мне кажется, что это искажение от (имени) Аййюба ибн Башира, поскольку он являлся его шейхом, а Аллах же знает об этом лучше всех!
Данный хадис назвал слабым аль-Мунави в «Файдуль-Къадир» из-за Исма’иля ибн ‘Аййаша. Его хадисы считаются слабыми, когда он передаёт их от жителей Хиджаза и других. Что касается его хадисов от жителей Шама, то они достоверные, как об этом говорили аль-Бухари, Ибн Ма’ин и другие. А данный недостаток (в хадисе) из-за его шейха, как это было разъяснено нами. См. «Гъаятуль-марам» стр. 59 (с небольшими изменениями).

ВаЛлаху а’лям!
Ответить