Хадис о ступнях женщины

Ответить
Abu Toqrul
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 09:12

Хадис о ступнях женщины

Сообщение Abu Toqrul »

Ассаламу алейкум
http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=29&t=151
до этих пор я считал этот хадис полностью достоверным на основании прочтенного в салаф форум . Но вот на форуме whyislam брат Абу Марьям привел разногласия в достоверности данного хадиса. Можно принести ясность?
ДжазакалЛаху хайр!
A что касается следующего хадиса,{В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой одежду из-за высокомерия», тогда Умму Саляма спросила: “А что же делать женщинам с их подолами?” Он сказал: «Пусть опускают их на пядь». Она сказала: “Тогда будут открываться их ступни”. Он сказал: «В таком случае пусть опускают подолы на локоть, но не больше!}, то этот хадис я не обсуждал, но здесь вот что можно сказать: Этот хадис в общем достоверный, но проблема в выражении “Тогда будут открываться их ступни”. Потому что, между мухаддисами в этом добавлении есть большое разногласие. Ведь во многих источниках это выражение упоминается только так “Тогда будут открываться”, не упоминается ничего про ступни. И поэтому может Умму Саляма имела ввиду, что откроются ноги, не только ступни!!! Разногласие здесь и в цепочке и в тексте хадиса. Поэтому Ибн Хаджар сказал: ((Имам Муслим не стал приводить этот хадис в своём "Сахихе", из-за разногласия передатчиков от Нафи)). Фатхуль-Бари, 10/259.
Напомню, что этот хадис сообщается со слов Ибн Умар и Уммусаляма и в обоих цепочках большое разногласие, особенно в цепочке, передаваемой со слов Умму салямы.
Упоминание "ступней" в хадисе слабое. Потом, иншаАллах если будет время по подробнее можем написать к этому объяснение.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Хадис о ступнях женщины

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам брат
Abu Toqrul писал(а):до этих пор я считал этот хадис полностью достоверным на основании прочтенного в салаф форум .
Хвала Аллаху, этот хадис и продолжает быть достоверным брат)
Но вот на форуме whyislam брат Абу Марьям привел разногласия в достоверности данного хадиса.
Разногласия относительно достоверности хадисов сами по себе не указывают на их слабость, так как разногласия были относительно достоверности даже тех хадисов, которые включены в сборники "ас-Сахих" имамов аль-Бухари и Муслима.
Этот брат не привел в качестве довода ничего, что ослабляло бы этот хадис, и не сделал ссылку ни на одного имама, считавшего непосредственно данный хадис слабым, кроме слов Ибн Хаджара о том, что Муслим не привел этот хадис в своем сборнике. Но то, что имам Муслим не привел этой версии хадиса в своем сборнике не указывает на то, что он слабый, а во-вторых, сам Ибн Хаджар, сказавший это, использовал этот хадис в качестве довода там же, и сказал после этого разногласия хадиса Умм Салямы: “Несмотря на это у этого хадиса есть другое свидетельство от Ибн Умара, которое приводит Абу Дауд”. Более того, в "Хидаяту-ррууат" (4/201) Ибн Хаджар сам называет хадис Умм Салямы хорошим.
Единственный недостаток этого хадиса, и то одной из его версий, это разрыв иснада между Нафи’ом и Умм Салямой, ибо Ибн аль-Джаузи сказал, что Нафи’ не слышал от Умм Салямы.
Однако из-за этой версии данный хадис не становится слабым, поскольку у этого хадиса есть множество версий, в которых говорится о том, что Нафи’ передавал его от Ибн ‘Умара или же передал от Умм Салямы, но через Сафию бинт Аби ‘Убайд или Сулеймана ибн Ясара.
И достаточно того, что этот хадис передается с непрерывным и надежным иснадом от Ибн ‘Умара, а не Умм Салямы, с таким же смыслом. Ибн ‘Умар рассказывал, что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой одежду из-за высокомерия», - Умм Саляма спросила: “А что же делать женщинам с их подолами?” Он сказал: «Пусть опускают их на пядь». Она сказала: “Тогда будут открываться их ступни”. Он сказал: «В таком случае пусть опускают подолы на локоть, но не больше!» Ахмад (6/309), ат-Тирмизи (1731).
Шейх-мухаддис Мухаммад ‘Али ибн Адам аль-Итьюби в «Шарх Сунан ан-Насаи» (39/111) сказал, что все передатчики этого хадиса надежные и что этот хадис достоверный.
А до него этот хадис называл достоверным имам ат-Тирмизи в «аль-Джами’» (2/384).
Также и шейх аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (460, 1864) назвал версию этого хадиса от Умм Салямы достоверной, которые передаются через Сафию бинт Аби ‘Убайда.
Также этот хадис исследователи книги «аль-Маталиб аль-‘алия» (10/373) под редакцией шейха Са'да аш-Шасри назвали этот хадис достоверным.
И известный исследователь Мухаммад Субхи Халлякъ в «Тахкыкъ Найль аль-аутар» называл этот хадис достоверным.
Я советую брату с сайта whyislam не спешить с таким заключением относительно достоверности этого хадиса, а вернуться к некоторым трудам специалистов в области хадисоведения, к примеру, «ас-Сильсиля ас-сахиха» (460, 1864) и прочитать обоснование достоверности этого хадиса шейхом аль-Альбани. А также обратиться для большей пользы к «Шарх Сунан ан-Насаи» шейха аль-Итьюби и его словам об этих хадисах и его версиях в главе «Зуюль ан-ниса» (39/109-114).

А что касается его слов:
Ведь во многих источниках это выражение упоминается только так “Тогда будут открываться”, не упоминается ничего про ступни. И поэтому может Умму Саляма имела в виду, что откроются ноги, не только ступни!!!
Это ничего не меняет, а наоборот усиливает то, о чем идёт речь по нескольким причинам:
Во-первых, другие версии этого хадиса конкретизируют, что именно может открыться, если края одежды женщины как и мужчины будут поднимать на пядь выше щиколотки, т.е. ступни.
Во-вторых, если обратиться к словам учёных в отношении понимания именно этой версии, в которой не упоминается о ступнях, то они говорят, что в ней речь идёт именно о ступнях. Например, об этом можно прочитать в «Шарх аль-Мууатта» у аз-Зуркъани, как раз в отношении той версии, что приводит имам Малик (2/915): “Тогда будут открываться”, в которой не упоминается о ступнях, он говорит, что речь о ступнях.

Одним словом, данный хадис достоверный, и не имеет каких-либо веских аргументов в отношении его слабости!
И этот хадис указывает на то, что ступни женщины - аурат, который необходимо скрывать от посторонних.
В известной энциклопедии по фикъху сказано: “Большинство факъихов склонились к мнению, что всё тело женщины перед посторонним мужчиной является ‘ауратом, помимо лица и кистей рук. Но от Абу Ханифы передаётся мнение о дозволенности обнажения ступней”. См. “аль-Маусу’ату-ль-фикъхийя” (31/45).
Имам аль-Баджи относительно этого хадиса Умм Салямы говорил: “В данном хадисе под дозволением опускания женщинам подола их одежды подразумевается обязательность. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил опускать края одежды ниже щиколоток, а затем повелел женщинам опустить край одежды, чтобы прикрыть ступни. Это указывает на обязательность, и не дозволено для женщин оставлять непокрытыми эти места!” См. “аль-Мунтакъа” (1700).

Что касается того, как именно следует покрывать ступни, необходимо ли опускать края платья или юбки так, чтобы они волоклись по земле или достаточно опустить края максимально низко, но покрыть ступни носками, чтобы ступни при хождении не обнажались?
Касательно этого вопроса учёные разошлись. Например, шейх аль-Альбани считал, что носки не покрывают ступни ног женщины должным образом, так как хоть они и крывают цвет кожи, они обтягивают аурат, а из условий шариатской одежды – чтобы одежда не обтягивала аурат. И шейх сказал, что обтягивание аурата касается даже мужчин, не говоря уже о женщинах. Кстати, там же шейх сказал, что намаз женщины без прикрытия ступней недействительный. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" (№ 4).
Однако шейх Ибн Баз считал, что носки (если они не прозрачные), служат прикрытием аурата. Он говорил: "Уаджиб для женщины опускать одежду так, чтобы скрыть во время хождения ступни, или же надеть носки для того, чтобы прикрыть ступни". См. "Маджум'у фатауа уа макъалят" (4/118).
Аллаху а’лям.
Ответить