О соревнованиях и призах

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

О соревнованиях и призах

Сообщение sultan »

Ас Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатуху.
A'mash писал(а):Когда шейх Са’д аш-Шасри разбирал вопрос компьютерных игр в своей известной книге, посвященной теме соревнования, призов и т.п., то сказал: “Я не нашел слова ученых об этом, но то, что я считаю – это дозволенность играть в них в том, в чем есть польза и нет вреда для играющих, а так же если это не отдаляет их от исполнения шариатских обязанностей. И является запретным давать призы за них (за соревнования) поскольку они не имеют отношения к подготовке для джихада и тому, что используется для его ведения”. См. "аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар'ия аль-ислямия" 232.

Не могу понять, почему по Шариату денежные вознаграждения и призы можно присуждать только за скачки лошадей, бега верблюдов и стрельбу из лука. А также и за религиозные дисциплины, как конкурс чтецов Корана, конкурс хадисов и т.д. Как я понимаю, это исходит от того, что скачки и стрельба из лука является тем, что помогает джихаду, потому за них и можно давать награду. Но тогда возникает вопрос, по минхаджу в правиле о джихаде есть такой принцип: "КАК" и "ЧЕМ". Вопрос "КАК" - так, как делали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники и он не изменяем в своей основе и остается таковым на все времена. А вопрос "ЧЕМ" в своей основе изменяем в разное время. Как например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники делали джихад саблями, копьями, луком и т.д. А в наше время это самолеты, танки, ракеты и т.д.
Мусульмане же в наши дни не будут делать джихад луком со стрелами на лошадях или верблюдах.
А Аллах Всевышний сказал: «И приготовьте против них сколько можете силы» (аль-Анфаль 8: 60).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании к этому аяту писал: Готовьтесь к противостоянию с вашими неверующими врагами, которые делают все возможное, чтобы уничтожить вас и сокрушить вашу религию. Приумножайте свои знания и свою силу, приобретайте всевозможное оружие и делайте любые другие приготовления, которые помогут вам сразиться с неверующими. Это предписание подразумевает развитие различных отраслей военной промышленности, занимающихся изготовлением пушек, пулеметов и винтовок, строительством военных самолетов, наземной и морской военной техники, строительством оборонительных укреплений и других инженерных сооружений. Этот аят призывает к развитию общественной мысли и политической деятельности, направленной на развитие мусульман и защиту их интересов от нападок врагов. Он призывает мусульман обучаться стрельбе, изучать административную деятельность и быть смелыми и отважными. Вот почему Пророк Мухаммад,(мир ему и благословение Аллаха), сказал:
«Знайте, что сила заключается в умении стрелять». См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” стр. 706.

То, что компьютерные игры к этой категории не относятся, а имеют статус "таруихату-нафс", то думаю здесь все понятно и разногласий быть не должно.
Но вот с различными видами спорта и спортивных игр как бег, футбол, хоккей, баскетбол и т.д., которые достаточно эффективно развивают силу и выносливость, а также смелость и решительность, которые необходимы для войны, то исходя из вышеизложенных фактов у меня возникло недопонимание в этом вопросе...

Поэтому, смотря сквозь призму современного положения дел в обществе, а главное развития военного дела, не понимаю, почему некоторые ученые запрещают присуждать или получать различные призы, в том числе и денежные вознаграждения, за подобные спортивные соревнования.

БаракаЛлаху фик.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
sultan писал(а):Не могу понять, почему по Шариату денежные вознаграждения и призы можно присуждать только за скачки лошадей, бега верблюдов и стрельбу из лука. А также и за религиозные дисциплины, как конкурс чтецов Корана, конкурс хадисов и т.д.
Все просто брат, потому что так постановил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет взносов, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука». Ахмад 2/474, Абу Дауд 2574, ат-Тирмизи 1700, Ибн Маджах 2878. Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тальхыс аль-хабир” 4/297, “Ируа аль-гъалиль” 1506.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Смысл хадиса в том, что взносы не дозволены кроме, кроме как за соревнования на верблюдах, конях и тому, что имеет отношение к этому, а также в стрельбе из лука. И смысл этого в том, что упомянутые вещи являются подготовкой к сражению с врагами, по этой причине соревнование в этом и награда являются побуждением для подготовки к джихаду”. См. «‘Аунуль-Ма’буд”» 7/241, “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 3/400.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе указание на то, что соревнование дозволено, и оно не имеет отношение к пустой забаве, а наоборот, оно из числа занятия похвальным спортом, которое ведет к осуществлению военного похода и несет пользу при нужде”. См. “Найлюль-аутар” 14/446.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет разногласий в дозволенности соревнований на лошадях и других животных, а также на ногах (бег), стрельбе из лука и использовании прочего оружия, поскольку в этом подготовка”. См. “аль-Муфхим” 3/701.
По этой причине брат соревнования со взносами (ставками) дозволены в этих упомянутых вещах, так как именно этим ограничил взносы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Но также многие имамы дозволяли по аналогии с этим хадисом взносы и в различных соревнованиях, имеющих отношение к подготовке, как за плавание, или кто поднимет вещь потяжелее и т.п. что дозволяли некоторые шафииты и ханбалиты. См. «аль-Маджму’» 14/30, “аль-Инсаф” 6/91.
Также шейх Са’д аш-Шасри считал дозволенным ставки (взносы) за соревнования по дзюдо, борьбе. См. “аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар'ия аль-ислямия” 173.
Тоже самое касается и соревнований с призом и вознаграждением в религиозных вещах, как в чтении Корана, хадисах, в фикъхе и т.п. И имам Ибн аль-Къаийм сказал, что раз взносы (ставки от самих участников) в соревнованиях по скачкам, оружии и т.п. дозволена по той причине, что они служат подготовкой к джихаду, который является причиной возвеличивания религии, то еще больше этого достойно то, что имеет отношение к знанию. См. "аль-Фурусия" 318.
А что касается приза, то следует отметить, что если приз не от тех, кто принимает участие в соревновании, то в дозволенности этого нет разногласий, если речь идет об упомянутых в хадисе вещах. Если же приз идет от тех, кто непосредственно принимает участие в соревновании, то ученые разошлись относительно этого вопроса. См. “Фатхуль-Бари” 6/73.
Имам Абу Ханифа говорил: “Устраивание соревнования за деньги - недействительно”. См. “аль-Бахр аз-заххар” 5/101.
Имам Малик говорил, что нельзя, чтобы был приз от кого-либо, кроме правителя. См. “аль-Мудаууана” 2/477.
Но более сильное мнение в том, что приз может быть от любого человека, помимо принимающих участие в соревновании.
А что касается приза от принимающих участие в соревновании, то если это в такой форме, когда один из принимающих участие говорит другому: "Если ты меня обгонишь и т.п., то я дам тебе то-то", то среди ученых есть разногласие на этот счет, однако правильное мнение шейх Са’д аш-Шасри посчитал то, что нет в этом проблем.
Если же приз от самих участников, каждый из которых вложил что-то, после чего один выиграл, а остальные проиграли, то большинство ученых это запрещало, относя подобный вид к азартным играм, которые запрещены Кораном и Сунной. См. "ат-Тамхид" 14/87, "Мауахиб аль-джалиль" 3/392.
Что касается соревнований без приза, то хафиз Ибн Хаджар передал единогласное мнение о дозволенности этого, после чего сказал: “Однако Малик и аш-Шафи’и ограничили соревнования скачками на верблюдах, лошадях и стрельбе из лука. Некоторые ограничили только лошадями, а ‘Ата дозволял соревнования (без приза) в любой вещи”. См. “Фатхуль-Бари” 6/72.
Имам Ибн Къудама сказал: “Соревнования без вступительных взносов дозволены в общей форме, без каких-либо конкретизаций… А что касается соревнования со взносами (ставками со стороны участников), то это не дозволено, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука”. См. “аль-Мугъни” 11/127.
Аллаху а'лям.
Аватара пользователя
Hakyolu
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 06 сен 2008, 00:25

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение Hakyolu »

Ас салям алейкум
У нас на сайте каждый год исламская Викторина бывает,и победители получают призы,книги,часы в таком роде.Выходит ли с этого что и за такие викторины нельзя давать призы?
2й вопрос а если мы сами участвуем на конкурсах по интернету или в реале но конкурсы ведутся куффарами и там тоже победителям выдают призы,тоже запрещено?
Баракаллах фиикум
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
sultan писал(а):барака-Ллаху фик брат. Да возвысит тебя Всевышний Аллах еще выше в обоих мирах! Амин.
Уа фика барака-Ллах! Амин, и тебя брат!
Hakyolu писал(а):У нас на сайте каждый год исламская Викторина бывает,и победители получают призы,книги,часы в таком роде.Выходит ли с этого что и за такие викторины нельзя давать призы?
Если викторина связана с религиозными вопросами, то ответ был в статье:
То же самое касается и соревнований с призом и вознаграждением в религиозных вещах, как в чтении Корана, хадисах, в фикъхе и т.п. И шейх Ибн аль-Къаийм сказал, что раз награда и приз в соревнованиях по скачкам, оружии и т.п. дозволена по той причине, что они служат подготовкой к джихаду, который является причиной возвеличивания религии, то еще больше этого достойно то, что имеет отношение к знанию. См. "аль-Фурусия" 318.
А на счет второго вопроса, то не знаю сестра.
Но знаю другой случай: если человек скажем купил газету, игрушку, конфету, или еще что-то и выиграл приз, то нет проблем его брать, если у него нет намерения специально покупать ту или иную вещь, которая разыгрывает призы, поскольку в таком случае это уже будет иметь отношение к запретным азартным играм, как говорил шейх Ибн Усаймин. См. "Асиля Баб аль-мафтух" № 1162.
Аллаху а'лям.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение sultan »

И еще один довод в дополнение к тем, что привел нам брат 'Амаш.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нет сомнения в том, что в дни праздников играть копьями с щитами дозволено, напротив, это даже желательно. Ведь в этом есть обучение верховой езде и тренировка для джихада. Исхакъ и другие имамы дозволяли игру в мяч верхом на коне, и простую игру с мячом, поскольку в этом также подготовка к джихаду”. См. “Фатхуль-Бари” 8/422.

Хотелось еще уточнить такую вещь: если соревнования и занятия спортом используются как средство для подготовки к джихаду, то тогда они уже из категории бытовых вещей переходят в разряд поклонения и религии. Разве не так ?
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение sultan »

Old_Kirgiz писал(а):Ассаламу алейкум.
Уа алейка салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Old_Kirgiz писал(а):А известно что либо о боксе?
Вот здесь брат эта тема обсуждалась: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=1083
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение sultan »

Шейх Мухаммад ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) был спрошен:

Мы отмечали, что в последнее время многие молодые люди организуют спортивные лиги для различных игр, относящиеся к клубам, или на местном региональном уровне. Каждая команда платит определенную сумму денег, и одной из команд ничего не платит, а команда — организатор покупает кубок и призы, и другие команды играют за эти призы. Победившая команда получит кубок, а другие призы распределяются среди занявших первые места и остальных. Пожалуйста, разъесните нам, да вознаградит вас Аллах.

Он ответил:

Если призы вручаются кем-либо, кто не принимал участие в состязании — тем, кто не был одним из соревнующихся в этом, то, если он выплачивает определенную сумму денег тому, кто победил, тогда это не подпадет под категорию азартных игр, которые являются запретными.
Но если награда выдается каждой из соревнующихся команд, к примеру, если каждая команда ставит определенную сумму денег и она переходит к команде-победительнице, то это азартная игра, которая запрещена, потому, что Аллах говорит:


О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. «Аль-Маида», 90.

Аналогично, если есть три команды, две из которых платят, а одна ничего не ставит, а приз забирает команда-победитель, то это также харам, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет взносов, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука». Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заявил, что нет ставок (со стороны участников) кроме трех вышеуказанных случаев и это потому, что они являются тем, что имеет отношение к джихаду ради Аллаха. И Аллах источник сил. См. “Фатауа Исламия” 4/433.
Gudrat Abu Maryam
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 май 2013, 12:03

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение Gudrat Abu Maryam »

Ас Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатуху.

Братья, прошу вас уточните положения относительно автоспорта.

Можно ли проводить соревнования по автоспорту - соревнования на кто быстрее приедет до финиша, на прохождение трассы и т.д.?

Можно ли организовывать чемпионаты по этому виду спорта и давать вознаграждение за победу в них, при условии, что приз выдается не участниками, а спонсором, который сам не участвует?

Детально описал ситуацию в этой теме. http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=14324

Прошу вашей помощи.

Барак Аллаху фик
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение sultan »

Ассалямуалейкум, У нас на работе устраивают спортивный оздоровительный турнир по футболу. Недавно слышал лекция Назратуллы про футбол. И там сказали что ученые запрещают делится специально на команды. Можете сказать далил на запрет этому.
Уа алейкума салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Сказал Шейх аль-Албани, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в «Фатауа Джидда» №32: «Если мусульмане хотят играть в эту игру (т.е. в футбол), то в первую очередь они должны иметь намерение укрепления своих сил. Чтобы в противостоянии с врагами Аллаха в ближайщих и будущих схватках они должны готовиться так, чтобы их тела были крепкими. И для этой цели укреплять своё тело. И чтобы были стойкими при встрече с врагами Аллаха.

В достоверном хадисе переданы такие слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо». Даже если верующий и слаб в своей вере, но он не лишён блага. «В тот День, когда спросят у Геенны, заполнилась ли ты?» И она ответит: «А есть ли добавка?», то вожможно он будет из спасённых! Таким образом, если укрепление сил является тем, к чему побуждаются мусульмане, то тогда играть в эту игру с таким праведным намерением не является запретным, даже это может быть желательным (мустахабом). Также приводится в Сахихе, тафсир 60 аята суры «аль-Анфаль»:

«Приготовьте против них, сколько можете, силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах», в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знайте, что сила заключается в умении стрелять. Знайте, что сила заключается в умении стрелять. Знайте, что сила заключается в умении стрелять».

Таким образом, если для стрельбы из лука мусульманам приходилось выходить за пределы города для того, чтобы не причинять неудобства другим, то в игре в футбол таких ограничений нет. В этой игре нет и тех опасностей, на которые мы указывали говоря об игре в шахматы. И потому, следует дозволить играть в футбол с такими условиями. Также надо обратить внимание и на то, что во время некоторых игр, особенно тех состязаний, что проводятся между двумя группами, и даже не смотря на то, что участвующие в них являются мусульманани, но всё равно, при этом имеет место нарушения границ установленных Всевышним Аллахом».

Его полный ответ можно почитать здесь: http://www.alathary.net/vb2/archive/ind ... -7871.html
Абу 'Иса
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 04:35

Re:

Сообщение Абу 'Иса »

A'mash писал(а): 04 апр 2011, 11:17
Не могу понять, почему по Шариату денежные вознаграждения и призы можно присуждать только за скачки лошадей, бега верблюдов и стрельбу из лука. А также и за религиозные дисциплины, как конкурс чтецов Корана, конкурс хадисов и т.д.
Все просто брат, потому что так постановил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет взносов, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука». Ахмад 2/474, Абу Дауд 2574, ат-Тирмизи 1700, Ибн Маджах 2878. Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тальхыс аль-хабир” 4/297, “Ируа аль-гъалиль” 1506.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Смысл хадиса в том, что взносы не дозволены кроме, кроме как за соревнования на верблюдах, конях и тому, что имеет отношение к этому, а также в стрельбе из лука. И смысл этого в том, что упомянутые вещи являются подготовкой к сражению с врагами, по этой причине соревнование в этом и награда являются побуждением для подготовки к джихаду”. См. «‘Аунуль-Ма’буд”» 7/241, “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 3/400.
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе указание на то, что соревнование дозволено, и оно не имеет отношение к пустой забаве, а наоборот, оно из числа занятия похвальным спортом, которое ведет к осуществлению военного похода и несет пользу при нужде”. См. “Найлюль-аутар” 14/446.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Нет разногласий в дозволенности соревнований на лошадях и других животных, а также на ногах (бег), стрельбе из лука и использовании прочего оружия, поскольку в этом подготовка”. См. “аль-Муфхим” 3/701.
По этой причине брат соревнования со взносами (ставками) дозволены в этих упомянутых вещах, так как именно этим ограничил взносы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!
Но также многие имамы дозволяли по аналогии с этим хадисом взносы и в различных соревнованиях, имеющих отношение к подготовке, как за плавание, или кто поднимет вещь потяжелее и т.п. что дозволяли некоторые шафииты и ханбалиты. См. «аль-Маджму’» 14/30, “аль-Инсаф” 6/91.
Также шейх Са’д аш-Шасри считал дозволенным ставки (взносы) за соревнования по дзюдо, борьбе. См. “аль-Мусабакъат уа ахкамуха фи-шшар'ия аль-ислямия” 173.
Тоже самое касается и соревнований с призом и вознаграждением в религиозных вещах, как в чтении Корана, хадисах, в фикъхе и т.п. И имам Ибн аль-Къаийм сказал, что раз взносы (ставки от самих участников) в соревнованиях по скачкам, оружии и т.п. дозволена по той причине, что они служат подготовкой к джихаду, который является причиной возвеличивания религии, то еще больше этого достойно то, что имеет отношение к знанию. См. "аль-Фурусия" 318.
А что касается приза, то следует отметить, что если приз не от тех, кто принимает участие в соревновании, то в дозволенности этого нет разногласий, если речь идет об упомянутых в хадисе вещах. Если же приз идет от тех, кто непосредственно принимает участие в соревновании, то ученые разошлись относительно этого вопроса. См. “Фатхуль-Бари” 6/73.
Имам Абу Ханифа говорил: “Устраивание соревнования за деньги - недействительно”. См. “аль-Бахр аз-заххар” 5/101.
Имам Малик говорил, что нельзя, чтобы был приз от кого-либо, кроме правителя. См. “аль-Мудаууана” 2/477.
Но более сильное мнение в том, что приз может быть от любого человека, помимо принимающих участие в соревновании.
А что касается приза от принимающих участие в соревновании, то если это в такой форме, когда один из принимающих участие говорит другому: "Если ты меня обгонишь и т.п., то я дам тебе то-то", то среди ученых есть разногласие на этот счет, однако правильное мнение шейх Са’д аш-Шасри посчитал то, что нет в этом проблем.
Если же приз от самих участников, каждый из которых вложил что-то, после чего один выиграл, а остальные проиграли, то большинство ученых это запрещало, относя подобный вид к азартным играм, которые запрещены Кораном и Сунной. См. "ат-Тамхид" 14/87, "Мауахиб аль-джалиль" 3/392.
Что касается соревнований без приза, то хафиз Ибн Хаджар передал единогласное мнение о дозволенности этого, после чего сказал: “Однако Малик и аш-Шафи’и ограничили соревнования скачками на верблюдах, лошадях и стрельбе из лука. Некоторые ограничили только лошадями, а ‘Ата дозволял соревнования (без приза) в любой вещи”. См. “Фатхуль-Бари” 6/72.
Имам Ибн Къудама сказал: “Соревнования без вступительных взносов дозволены в общей форме, без каких-либо конкретизаций… А что касается соревнования со взносами (ставками со стороны участников), то это не дозволено, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука”. См. “аль-Мугъни” 11/127.
Аллаху а'лям.
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах. ДжазакаЛлаху хайран брат А'маш. Я запутался всеравно в терминах. Уточни пожалуйста. Что значит внос в данном хадисе - это приз от посторонних людей, то есть делается взнос приза, или же это взнос от самих участников скачек или стрельбы , при котором один выигравший забирает взносы остальных. И что ты имеешь ввиду под ставками в своём ответе - могут ли посторонние люди делать ставки на выигрыш какой—то лошади и забирать выигрыш?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Взнос — это взнос от самих участников, которого он лишается если проиграет, а победитель забирает все взносы или ставки, внесённые самими участниками в этих видах соревнований, которые были сделаны исключением.
Посторонние люди не могут делать ставки и играть, это касается лишь участников.

А что касается приза или подарка со стороны от третьих лиц, когда ни сами участники, ни кто-то с их стороны ничего не вносят за их участие, то нет проблем в том, чтобы кто-то со стороны предложил им призы и подарки, если сам конкурс или соревнования дозволены в своей основе. Также, чтобы они не подразумевали работу или услугу, имеющую свою оплату на рынке пусть даже мизерную, как что-то выложить у себя на статусе, делая этим рекламу, либо звонок по телефону по дорогому тарифу для того, чтобы ответить на вопросы викторины и т.п.

Подробно об этом с ссылками читайте статью:
viewtopic.php?t=22474
Абу 'Иса
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 04:35

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение Абу 'Иса »

A'mash писал(а): 04 апр 2011, 11:17 Если же приз от самих участников, каждый из которых вложил что-то, после чего один выиграл, а остальные проиграли, то большинство ученых это запрещало, относя подобный вид к азартным играм, которые запрещены Кораном и Сунной. См. "ат-Тамхид" 14/87, "Мауахиб аль-джалиль" 3/392.
А что здесь имеется ввиду под призом, какое у него отличие от взноса?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение abu jafar »

Да есть такое мнение и здесь под призом имеется в виду взнос, а также там говорится о том, что для дозволения нужен мухаллиль (человек, который участвует в забеге с равным по силам верховым животным, но при этом ничего не вносит, в отличие от других участников), мол, с ним можно, а без него нельзя так как явно становится из области азартных игр. Однако на обуславливание мухаллиля нет никакого далиля ни из Сунны, ни из слов или поступков сподвижников, как говорил Ибн Таймия, а наоборот от них передаётся, что они устраивали соревнования без такого условия, а внесение мухаллиля не может запретное сделать дозволенным, так как причина запрета остаётся с ним или без него (Подробно об этом см. "аль-Мустадрак аля маджму аль-фатауа" 4/61-70). Плюс хадис, на который они опираются при этом, все мухаддисы назвали слабым.
Однако сам Ибн Таймия запрещал призы от третьих лиц по другой причине, а именно из-за того, что считал это растратой имущества со стороны того, кто определяет награду за другие виды соревнований и соответственно брать это имущество считал незаконным, исходя из хадиса: "Любая вещь, которой развлекается мусульманин является заблуждением (или ложью), кроме трёх вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой, и эти три являются истиной". Однако этот хадис, в котором всё остальное было названо заблуждением или ложью (бытыль), недостоверный, а достоверный тот, где это названо забавой.
A'mash писал(а): 11 окт 2010, 06:41 несмотря на то, что хадис: "Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "ложью", кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой" по мнению многих ученых является слабым, есть другой подобный хадис, достоверность которого подтверждали имамы: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ан-Насаи в "Ишрат ан-ниса" 2/74, ат-Табарани в "аль-Кабир" 1/89. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 315.
A'mash писал(а): 14 ноя 2010, 15:03 И даже первый хадис: "Любая вещь, кроме трёх - батыль" не указывает на то, что все иное харам помимо того, что упомянул пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал остальные вещи «батыль» в противовес упомянутым, а не по той причине, что все иное – запрещено!” См. “Фатхуль-Бари” 11/102.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Слова: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "батыль"» не указывают на запретность всего иного. Смысл этого в том, что прочие вещи (помимо упомянутого) лишены награды, так как это все лишь мирское, не имеющее отношение к ахыра”. См. “Аридатуль-ахуази” 7/136.
Плюс к этому в самом хадисе (لا سَبَقَ إلَّا في نَصْلٍ أو حافرٍ أو خُفٍّ) слово (سبق) одни понимают, как сабкъ, что значит «Нет состязаний, кроме…», а другие, и это правильно, читают как сабакъ, и тогда значит «Нет взноса (ставки), кроме…». Также среди учёных есть разногласия и относительно понимания хадиса, и относительно причин запрета, и относительно причисления других видов состязаний к перечисленным, как борьбу и обычный бег на ногах и т.п., а также религиозные соревнования в чтении Корана и других шариатских наук.
Однако сам я склонился к мнению Ибн Усаймина, который говорил, что не видит проблем в том, чтобы призы дал кто-то со стороны, если сама игра и то, как она проходит являются дозволенными.
Фатауа шейха Ибн Усаймина

«لقاء الباب المفتوح» (59/ 10 بترقيم الشاملة آليا):
«‌‌حكم بذل العوض في الألعاب
السؤال
فضيلة الشيخ! ما رأي فضيلتكم في إقامة الدورات الرياضية في كرة القدم، بحيث إن كل فريق يدفع مبلغاً وقدره -على سبيل المثال- سبعمائة ريال، والمبلغ عبارة عن خمسمائة ريال اشتراك ومائتين تأمين، ترد إلى كل فريق بعد انتهاء الدورة، علماً بأن الخمسمائة ريال المتبقية تصرف على شراء الجوائز التي يتم توزيعها على الفائزين في المراكز الثلاثة الأولى، وكذلك على الحكام، وما يترتب عليه من تسوية الملعب وخلافه؟ أفيدونا جزاكم الله خيراً.
الجواب
الذي نرى أن بذل العوض في الألعاب في جوازه نظر، وذلك أن هذه الألعاب تباح إن لم يكن فيها شيء محرم، ككشف العورة والتلهي عن الصلاة والسب والشتم فيما بين اللاعبين، فإن تضمنت هذا فهي حرام، فإن لم يكن فيها محرم فهي من الأمور المباحة ولا شيء فيها، ولكن كونها بعوض يدفع من الجميع ثم يكون للغالب، هذا لا يحل: لقول النبي صلى الله عليه وسلم: (لا سبق إلا في نصل أو خف أو حافر) (لا سبق) أي: لا عوض (إلا في نصل أو خف أو حافر) .
ويعني بالنصل: السهام، والخف: الإبل، والحافر: الخيل.
واستثنيت هذه الأمور لما فيها من المعونة على الجهاد في سبيل الله.
وأما أخذ العوض في ما سوى ذلك فإنه حرام، إلا أن بعض العلماء كشيخ الإسلام ابن تيمية قال: إنه لا بأس بأخذ الرهان في مسائل العلوم الشرعية؛ لأن العلوم الشرعية نوع من الجهاد في سبيل الله، إذ إن الجهاد في سبيل الله يشمل الجهاد بالسلاح والجهاد بالعلم.
فما ذُكر في السؤال نرى أنه لا يجوز، ‌أما ‌إذا ‌جاء ‌إنسان ‌من ‌خارج، وأراد أن يتبرع بشيء للسابق منهم فأرجو ألا يكون فيه بأس، على أن في نفسي على بذل العوض على هذه الألعاب نظراً»

«لقاء الباب المفتوح» (160/ 30 بترقيم الشاملة آليا):
«‌‌حكم أخذ العوض على المسابقات بالسيارات والدراجات
السؤال
يوجد في بلادنا سباق السيارات أو الدراجات على جميع المشتركين أن يدفعوا مبلغاً معيناً ويكون للفائزين جوائز، فهل يجوز هذا أو يعتبر من القمار، جزاكم الله خيراً؟
الجواب
هذا يسأل يقول: يوجد في بلادهم مسابقة على السيارات والدراجات ويشترك الجميع بعوض.
جوابنا على هذا: أنه لا يجوز أخذ العوض على هذه المسابقات، لقول النبي صلى الله عليه وسلم: (لا سبق إلا في نصل أو خف أو حافر) والسبَق بفتح الباء: هو العوض المأخوذ على المسابقة فلا يجوز.
نعم.
لو فرض أن هذه السيارات سيارات جهاد، وهذه الدرجات درجات جهاد، فحينئذٍ نقول: لا بأس؛ لأنها تشبه الخيل والإبل، ‌أما ‌لو ‌أن ‌شخصاً ‌من ‌الناس ‌أخرج ‌جائزة للفائز في السباق فهذا لا بأس به؛ لأنه هنا لا ضرر على المتسابقين، إما أن يسلموا وإما أن يغنموا وليس فيه مقامرة، لكن هل نقول للرجل الذي أخرج الجائزة: إن إخراجك الجائزة حرام أو حلال؟ هنا ينظر ماذا يترتب على هذه المسابقة، إن لم يترتب عليها محظور فبذل المكافأة جائز، وإن ترتب عليها محظور فبذل المكافأة عليها حرام.
فلو فرضنا أن هذه المسابقة للدراجات والسيارات تؤدي إلى التهور والعبث فهنا لا يجوز أن نشجعهم ونعطيهم مكافأة، لأن بعض الشباب الذي لا يقدر الأمور تجده يلعب بالسيارات إما بالتفحيط كما يسمى وإما بالدوران، وإما بغير ذلك فهؤلاء لا يشجعون على أعمالهم»



«الشرح الكبير للشيخ الدردير وحاشية الدسوقي» (2/ 210):
«وقد حكى الزناتي قولين بالكراهة والحرمة ‌فيمن ‌تطوع ‌بإخراج ‌شيء ‌للمتصارعين أو المتسابقين على أرجلهما أو على حماريهما أو غير ذلك مما لم يرد فيه نص السنة»

И это, а Аллаху это ведомо лучше, правильно, если исходить из правила, что в быту дозволено всё, на что нет запрета с доводом, а довод касается запрета взносов от самих участников, кроме трёх видов состязаний, упомянутых в хадисе. Что же касается других видов соревнований, дозволенных в своей основе, то если есть что-то дозволенное, то дозволено и со стороны назначать цену (награду) за его совершение (الجعالة), когда сами участники ничего не платят для участия. уаЛлаху аълям.
Абу 'Иса
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 08 янв 2009, 04:35

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение Абу 'Иса »

ДжазакумуЛлаху хайран. Значит, в итоге, по более правильному мнению, в этих трех видах соревнований, можно участникам делать заранее оговорённые взносы, и потом победитель или несколько призёров (1, 2 и 3 места) забирают всю сумму взносов?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: О соревнованиях и призах

Сообщение abu jafar »

уа иййака Ахи.
Да, именно так, однако правильнее сказать: "По более правильному мнению у шейха Ибн Усаймина".
Ответить